Эмоциональное развитие

Умение говорить тесно свя­зано у ребенка и с эмоцио­нальным развитием. Дети, ко­торые хорошо относятся к себе, чувствуют свою значимость для окружающих, защищенность, эмоциональную связь с роди­телями, всегда хорошо гово­рят. А вот детям, которые пере­жили много огорчений и стрес­сов, бывает трудно научиться говорить. Задержку в речевом развитии может вызвать и смена привычной обстановки, например, переезд из дома в дом или разлука с человеком, который раньше ухаживал за малышом.

Даже слишком жесткое при­учение к горшку и к опрятнос­ти может сделать окружающий мир неуютным для малыша, а тот будет бороться с этим ми­ром своим нежеланием гово­рить.

* Жан Пиаже. Речь и мышление ребенка.-М.-Л.,1932, с.87