Моторное развитие

Так, например, языковое раз­витие ребенка нельзя отделить от его моторного развития. Большинство дошкольных педагогов убеждены в том, что такая связь существует и она очень сильная. Поэтому для хорошего языкового развития малыш нуждается в таких иг­рах, которые включали бы на­грузку для всех пяти органов чувств и всех мускулов тела.

При этом надо знать, что ребенок не сразу начинает кон­тролировать движения всех сво­их мускулов, и ему нужно по­мочь научиться делать это. Например, движения мелких мускулов начинают контроли­роваться позже, чем движения крупных мускулов.

После шести месяцев необходимо обратить особое внимание на артикуляционную моторику. Например, ребенок улыбается - активизируются мышцы губ. Чем раньше ребенок научится щелкать языком, присасывая язык к небу, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъема языка (ш, ж, р, л, и т.д.)

Уровень развития речи находится также в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, на это указывают исследования деятельности детского мозга и психики.

Поэтому уже с 4-5 месяцев необходимо уделять внимание тренировкам пальцев рук (массажу кистей рук, каждого пальца, каждой его фаланги). Разминать и поглаживать их в течение двух - трех минут ежедневно. А с 10 месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать некрупные предметы из одной кучки в другую. Как можно раньше необходимо приучать ребенка к самостоятельности. Было замечено, что дети, которые, как говорится, "могут обслужить себя сами", меньше картавят и сюсюкают, быстрее переходят к предложениям. Это и понятно, ведь такие "упраж­нения", как действия с ложкой, расстегивание пуговиц и т. п., отлично развивают мелкую моторику кисти.

Вот список основных сенсомоторных навыков, которыми обладает хорошо развитый ре­бенок в возрасте приблизитель­но трех лет. Если со­ответствует — никакие задержки речи ребенку не страшны. Он хорошо раз­вивается и со временем будет прекрасно говорить.

· Он хорошо ощущает свое положение в пространстве и по отношению к другим предме­там;

· у него хорошая координация движений;

· он понимает отношения в пространстве: далеко-близко, назад-вперед;

· у него хорошая осанка и чув­ство равновесия;

· он может и любит делать разные ритмичные движения;

· он может опознавать многие предметы на ощупь:

· знает разницу между "горя­чо", "холодно", "тепло";

· понимает, что существуют разные цвета, формы предме­тов, разные звуки и фактуры поверхностей;

· может подобрать разные вещи по сходству;

· у него сформировалась ко­ординация "глаз—рука":

· ему знакомы такие понятия: длинный — короткий маленький — большой высокий — низкий широкий — узкий вверху — внизу твердый — мягкий;

· он различает запахи, узнает различные звуки.