Экспериментальное изучение развития речи ребенка в процессе общения

Подготовка исследования.

Приготовить куклу и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (например, чашку, погремушку, собачку и т.д.), коробку и кубики.

Проведение исследования.

Исследование проводится индивидуально с детьми 1-3 лет.

1. Ситуация - проверяют, отзывается ли ребенок на свое имя;

2. Ситуация - просят указать на называемый предмет;

3. Ситуация - предлагают показать у куклы какую-либо часть лица или тела;

4. Ситуация - просят найти аналогичную часть лица или тела у себя;

5. Ситуация - просят дать называемый предмет;

6. Ситуация - предлагают произвести с предметом определенные действия, например, положить кубики в коробку. (Это задание может усложняться в зависимости от возраста детей);

7. Ситуация - предлагают проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом. (Формулировку задания можно повторять несколько раз.)

Обработка данных.

Данные заносят в таблицу, где отмечают число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяет количество набранных ребенком баллов:

1 раз - 2 балла;

2 раза - 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания);

более 2 раз - 0 баллов

Если ребенок набрал от 11 до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи;

от 7 до 10 баллов - средний уровень понимания речи;

от 6 до 0 баллов - низкий уровень понимания речи.

Пример № 1. Катя П.

1. Ситуация: Ребенок играет с куклой. На речевое обращение: “Катя!” - ребенок поднимает голову и, улыбаясь, смотрит на экспериментатора.

2. Ситуация: Перед ребенком разложены знакомые предметы. На просьбу: “Катя, покажи где ложка” - ребенок берет в руки ложку.

3. Ситуация: Ребенку показывают куклу. На вопрос: “Катя, покажи, где у куклы глазки?”- девочка показывает на глаза куклы.

4. Ситуация: Вопрос: “Катя, а покажи, где у тебя глазки?” - девочка показывает рукой на свои глаза.

5. Ситуация: на просьбу: “Катя, дай мне пожалуйста собачку” - ребенок берет в руки собаку и протягивает ее экспериментатору.

6. В ситуации, где ребенку предлагается собрать кубики в коробку, девочке повторяется задание два раза, но она все равно не может его выполнить.

7. Ситуация: Просьба: “Катя, похлопай ладошками” - также вызывает у ребенка затруднения, но после повторения задания девочка хлопает в ладоши и смеется.

Пример № 2. Маша Л.

1. Ситуация: Девочка играет. На речевое обращение: “Маша!” - ребенок смотрит на экспериментатора и улыбается.

2. Ситуация: Перед девочкой разложены знакомые ей предметы. На просьбу: “Маша, покажи где ложка” - ребенок показывает на ложку.

3. Ситуация: Ребенку показывают куклу. Вопрос: “Маша, покажи, где у куклы глазки” - вызывает затруднения. При повторении вопроса девочка смущается и не может выполнить задания.

4. В этой ситуации ребенок также не понимает вопроса и, при повторении, не может выполнить задания.

5. Ситуация: На просьбу: “Маша, дай пожалуйста собачку” - ребенок протягивает собаку только при повторении задания.

6. Ситуация: Перед ребенком разложены кубики. Экспериментатор просит положить кубики в коробку. Девочка снова не понимает задания и отвлекается. Задание остается не выполненным.

7. Ситуация: Ребенка просят похлопать в ладоши. Маша понимает задание со второго повторения и начинает, смеясь, хлопать в ладоши.

Протокол результатов исследования понимания речи

№ Число повторения формул. задан. Эффект. выполнения задания

Ситуац. 1 испыт.(Катя) 2 испыт.(Маша) 1 испыт.(Катя) 2 испыт.(Маша)

1 1 1 выполнено выполнено

2 1 1 выполнено выполнено

3 1 2 выполнено не выполнено

4 1 2 выполнено не выполнено

5 1 2 выполнено выполнено

6 2 2 не выполнено не выполнено

7 2 2 выполнено выполнено

Кол-во баллов 11 6

Анализ результатов

В ходе проведения эксперимента было отмечено, что Катя П. не испытывала, в основном, никаких затруднений при выполнении задания. Почти все задания были выполнены с первой просьбы. Девочка не испытывала смущения и проявила явный интерес к заданиям эксперимента, а также к личности экспериментатора. Испытуемой было набрано 11 баллов, что соответствует высокому уровню понимания речи взрослого.

Перейти на страницу: 1 2 3 4