Состояние  вопроса  в  практике  работы  начальной  школы (по  результатам  констатирующего  эксперимента).

Таким образом, ответы на этот вопрос показали, что в 3 В класса больше учащихся, склонных прощать плохое отношение к себе других людей, чем отвечать тем же. А это свидетельствует о большей эффективности работы учителя данного класса по формированию мотивов нравственного поведения, чем учителя 3 А класса.

2.

Когда кто-то из детей просит тебя помочь на контрольной,

а) ты говоришь, чтобы он сам все решал,

б) ты помогаешь, когда не видит учитель.

3 А класс.

При ответе на этот вопрос вариант а) выбрали 9 человек (45%), а вариант б) – 11 (55%). С одной стороны можно было бы говорить о сформированности мотива оказания помощи у этих 11-ти детей, но с другой стороны (и это наиболее важно) оказывается, что лишь 9 человек в классе не только знают, что на контрольной работе подсказывать нельзя, но и применяют это знание в своем поведении. Подсказка может быть и порождена мотивом оказания помощи, однако в тот момент, когда проверяются знания каждого, о таком мотиве говорить неуместно. Скорее всего, дети помогают друг другу на контрольной, чтобы одноклассники не думали, будто они специально не хотят помочь и не считали их «единоличниками».

3 В класс.

Дети этого класса лучше знают, что помогать на контрольной нельзя. Вариант а) выбрали 18 человек, а это составляет примерно 82%. И только 4 человека выбрали вариант б), то есть 18%.

Необходимо отметить, что дети 3 В класса с первого дня в школе были рассажены по одному. Возможно, это и обусловливает склонность детей не помогать на проверочных работах друг другу: они не могут сделать это незаметно от учителя. В беседе с учителем этого класса выяснилось, что именно для того, чтобы предотвратить подсказки, парты были раздвинуты (в классах начальной школы они рассчитаны на одного человека). Такая же возможность была и учителя 3 А класса, однако, она не была использована. На наш взгляд, прием учителя 3 В класса, хоть и жесткий, сформировал привычку не помогать на контрольной (в теоретической части исследования было раскрыто значение привычки в поведении человека). Таким образом, речь в данном случае идет уже не о сформированности мотива, а о переходе его в привычку, что, несомненно, является высоким показателем работы учителя.

3.

Если мама на тебя сердится, то

а) у тебя ощущение, что ты сделал что-то не так,

б) ты думаешь, что она ошибается.

3 А класс.

В данном случае 12 человек (60%) выбрали вариант а), что свидетельствует о том, что они склонны анализировать свои поступки, вызывающие недовольство мамы, а 8 человек (40%) из 20 обычно ссылаются на ошибочность ее мнения по поводу их поведения (выбрали второй вариант). Можно сказать, что у этих 8-ми человек не сформирован внутренний контроль действий. Эти дети пока не могут осознать нравственное и безнравственное в поступке и склонны поступать «по настроению», а при указании на ошибку оставаться при своем мнении, зачастую неверном, и не анализировать поступок.

3 В класс.

Большинство детей выбрали вариант а): 16 человек (73%) против 6 человек (27%). Здесь склонность к анализу своего поступка выявилась у большего числа учащихся, чем в предыдущем классе, то есть уровень сформированности мотивов нравственного поведения в 3 В классе оказался на 13% выше.

Перейти на страницу: 1 2 3 4