Теория человеческого капитала[5].

Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу одни поступают в институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой определённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки случаи, когда окончив институт, человек идёт работать продавцом мороженого,особенно в нашей стране. Но тем не менее функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается. Хэрн писал,что образование-разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами.

Ещё одной разновидностью функционализма является теория "человеческого капитала". Эта теория была разработана в 60-е годы американскими экономистами Мансером и особенно Беккером. В 1992 году последний получил Нобелевскую премию за эту теорию.

Суть теории человеческого капитала заключается в том, что инвестиции в образование создают человеческий капитал подобно тому, как затраты на на оборудование создают основной капитал. Люди – потребители стремятся максимизировать доходы своей жизни.

Цепочка: образование → мастерство → производительность труда, качество → заработки

Перед затратами на обучение люди должны сопоставить затраты и выгоды.

↓ ↓ ↓

неявные явные

более высокие

затраты затраты

доходы,

(упущенные (оплата ожидаемые

зароботки) обучения) в будущем.

Выгоды и затраты относятся к разным периода времени, поэтому каждый человек должен сопоставить ценность затрат сегодняшних завтрашних выгод. Ключевым моментом здесь является дисконтирование, то есть приведение к настоящему моменту времени будущих выгод и затрат. Инвестиции в человеческий капитал осуществляются до момента достижения такого уровня образования, при котором предельные выгоды как раз покрывают предельные затраты на образование. В момент равновесия норма отдачи на последний рубль, вложенный в образование, длжна быть равна норме отдачи на другие виды вложения.

Согласно теории Беккера сегодняшняя ценность ожидаемых выгод более высокого зароботка может быть представлена формулой:

N B(t)

P = ∑ ——

t=1 t

(1+i)

P

– сегодняшняя цена ожидаемых затрат

B

(

t

)

– ожидаемый дополнительный (как результат обучения) годовой заработок в году t

i

– рыночная норма отдачи на капиталовложения, как процентная ставка

N

– продолжительность предстоящей трудовой жизни

Во время обучения люди специализируются на накоплении человеческого капитала, и это связано с 3 обстоятельствами :

ü капиталоотдача на инвестиции высока за счет долгой будущей деятельности, неявные затраты незначительны

ü с каждым годом обучения работник становиться всё более дорогостоящим ввиду приближения пенсионного возраста

ü со временем человеческий капитал обесценивается, ибо на него так же действует физический и моральный износ

Пример:расчет экономической эффективности лбразования в условиях неизменяемого уровня цен.

Предположим, что 25-летний немецкий инженер с годовым заработком 48.000 марок получает возможность в течении одного года повысить квалификацию. Стоимость обучения – 20.000 марок. Перспектива – назначение на пост начальника отдела. Вопрс: на сколько выше должна быть зарплата начальника отдела? (Норма отдачи – 15% в год).

В случае повышения квалификации затраты:

1) упущенные заработки 48.000 марок

2) плата за обучение 20.000 марок

Т.е. общие затраты на образование = 68.000 марок

В будущем этот человек будет зарабатывать на х

тыс. марок больше.

В данном выражении слагаемое в скобках стремиться к нулю при N стремящемся к бесконечности. Следовательно, когда N достаточно высоко, им можно пренебречь.

Ориентировочно инженеру ещё работать 40 лет.

- пренебрегаем

Зная, что инвестиции в образование эффективны, когда затраты не превышают доходы,

è х = 10,2

Ответ: квалификацию целесообразно повышать, если заработная плата начальника отдела выше заработной платы инженера хотя бы на 10,2 тысяч марок.