Основные принципы и подходы в воспитании детей в туризме.

- подчиняется основополагающим воспитательным задачам;

- имеет коллективный характер проведения, основанный на принципах

ответственной зависимости, взаимодействия и взаимопонимания;

- адекватна личным потребностям, целям, мотивам;

- является творческой;

- способствует активизации деятельности школьников;

- имеет высокий уровень организации;

-базируется на принципах самоуправления, самодеятельности и

сотворчества;

- имеет очевидный практический фундамент;

- учитывает возрастные и индивидуальные особенности;

- является посильной;

- имеет комплексный характер, то есть включает в себя разнообразные

формы экологической деятельности;

- проводится непрерывно и систематически.

Вся учебно-воспитательная работа в походе строится на полном самоуправлении, организуется на основе развитой административной и исследовательской инструментовки. Детские туристские походы и экспедиции проходят в форме, максимально приближенной к настоящей исследовательской экспедиции в спортивном туризме.

Например: изучая ущелье Аминовское в окрестностях поселка Каменномостского дети в походе ведут наблюдения за погодой, описывают геологическое строение ущелья, собирают гербарий из растительности.

Цели, задачи, принципы организации детской туристской исследовательской экспедиции (похода с исследовательской ориентацией) определены программой туристского лагеря.

Туристские экспедиции, походы, полевые лагеря организуются и проводятся исходя из того, что летние программы туристских лагерей содержат несколько тематик экспедиций.

Например: на турбазе «Горная» палеонтологическая экспедиция детей предусматривает поиск окаменелых морских животных, археологическая – поиск предметов старины в местах расположения старых черкесских аулов.

Главными целями данных форм работы определяются:

рекреационная, т.е. отдых и оздоровление детей в природной среде;

формирование навыков выживания в природной среде;

формирование творческой активности и познавательного интереса

учащихся;

воспитание экологической культуры личности;

сбор экспериментального материала непосредственно в полевых

условиях;

профессиональная ориентация учащихся;

внеурочная работа по предметам базового школьного учебного плана.

Как показывает анализ туристских программ летнего отдыха и занятости учащихся в Адыгее; тематика туристских экспедиционных исследований в настоящее время охватывает такие области, как экология, геология, гидрология, геоботаника, биогеохимия, гидробиология, орнитология (и другие области зоологии), история, этнография, фольклор, археология и другие.

Познавательно-исследовательская деятельность отдыхающих детей развивается, как правило, на базе специализирующегося на детском отдыхе туристского учреждения.

Реже это бывает группа, организованная на школьных оздоровительных площадках по месту жительства или организации комитета по делам молодежи. Разновозрастная, чаще всего, учебная группа, состоящая из 6-15 школьников, работает по специальной туристской исследовательской программе.

Например: в Адыгее ежегодно формируется такая группа для изучения фауны и флоры горы Большой Тхач Коротаевым Владимиром.

В практике Коротаева В. были группы, организованные по принципу класс-команда. Подобная организационная структура имеет право на существование, хотя ей присущи и некоторые отрицательные моменты - например, формирование некого группового эгоизма, групповой отчужденности.

Сочетание познавательной деятельности в походе, как принципа организации работы туристского лагеря и исследовательской экспедиции как главного структурного звена плана работы воспитателя дает весьма эффективную схему организации деятельности данных структур детского отдыха.

Полевые экологические исследования в экспедиционных условиях, можно сказать, являются центральным, смыслообразующим и созидающим организационное начало звеном процесса исследовательской деятельности детей в лагере.

Экспедиции и походы проводимые в лагере с исследовательским уклоном представляются наиболее привлекательными и перспективными в ряду других форм туристско-краеведческой деятельности (спортивные походы, экскурсии и др.). Это связано с тем, что экспедиция оказывается наполненной глубоким и важным для учащихся практическим содержанием. Изучая отзывы детей туристского лагеря на турбазе «Горная» можно часто встретить фразу «как самого крутого лагеря Адыгеи» именно потому, что в программе отдыха детей запланировано несколько интереснейших экспедиций [ С.283 ].

В то же время диаметрально противоположное положение занимают оздоровительные лагеря Адыгеи расположенные в долине реки Курджипс. Главная концепция занятости и досуга детей предусматривает только культурно-развлекательную программу и исключает какие то бы ни были выходы за пределы лагеря. Это существенно обедняет содержание отдыха детей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5