Структура профессиональной деятельности вузовского преподавателя

Педагогическая деятельность — это профессиональная активность педагога, с помощью различных действий решающего задачи обучения и развития студентов (обучающая, воспитывающая, организаторская, управленческая, конструктивно-диагностическая). Такая активность включает в себя пять компонентов: гностический, решающий задачу получения и накопления новых знаний о законах и механизмах функционирования педагогической системы, проектировочный, связанный с проектированием целей преподавания курса и путей их достижения; конструктивный включает действия по отбору и композиционному построению содержания курса, форм и методов проведения занятий; организационный решает задачи реализации запланированного; коммуникативный включает в себя действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса. Сегодня происходит снижение роли преподавателя как единственного "держателя" научных знаний и растет его роль как эксперта и консультанта, помогающего студенту ориентироваться в мире научной информации.

В процессе реализации функций педагогической деятельности решаются следующие группы задач:

1. Проектирование.

· формирование и конкретизация целей учебного курса с учетом требований, предъявляемых педагогической деятельностью;

· планирование учебного курса с учетом поставленных целей;

· учет этапов формирования умственных целей;

· предвидение возможных затруднений у студентов при изучении курса и путей их преодоления.

2. Конструирование.

· отбор материала для данного занятия с учетом способностей студенческой аудитории к его восприятию;

· подбор и разработка системы заданий и задач, исходя из поставленных целей;

· выбор рациональной структуры занятий в зависимости от цели, содержания и уровня развития студентов;

· планирование содержания занятий с учетом межпредметных связей;

· разработка заданий для самостоятельной работы студентов;

· выбор системы оценки и контроля обучаемости студентов.

3. Организация

· организация активных форм обучения: дискуссий, деловых игр, тренингов;

· использование педагогических методов, адекватных данной ситуации;

· организация самостоятельного изучения учебного предмета студентами;

· применение ТСО при передаче информации;

· ясное изложение материала, выделение ключевых понятий, закономерностей, построение обобщающих выводов;

· создание тестов по читаемому курсу;

· изложение отобранного материала в виде проблемной лекции.

4. Социально-психологическое регулирование.

· стимулирование студентов к постановке вопросов, проведению дискуссий;

· дисциплинирование студентов;

· установление обстановки сотрудничества;

· оценка уровня развития группы, определение ее лидеров и неформальной структуры;

· конструктивное решение конфликтов;

· управление психологическим состоянием субъектов педагогического воздействия;

· активизация познавательной деятельности студентов;

· саморегуляция своих психических состояний;

· установление и поддержка деловых отношений с коллегами, студентами, администрацией.

В научном исследовании:

· использование методик психолого-педагогического исследования способов обобщения и оформления результатов;

· формулирование выводов и требований к изложению собственных методик преподавания;

Перейти на страницу: 1 2 3