Преимущества и недостатки компьютерных обучающих систем

Проблеме преимуществ и недостатков компьютерных обучающих систем посвящено немало работ, в которых авторы приходят нередко до противоположных выводов. Некоторые из них считают, что такие системы имеют преимущества в сравнении с традиционными формами обучения, другие придерживаются прямо противоположной точки зрения. Очень часто и те, и другие опираются на эмпирические данные, полученные из собственного, не всегда удачного, опыта. Как парадоксальный образец отрицательного мнения, полученного в рамках достаточно чистого эксперимента, приведем следующее:

Выводы Н. А. Садовской из анализа опыта внедрения компьютера в школе (43-72).

1. Мотивация учащихся к деятельности на ЭВМ значительно повышается с возможностью интерактивного общения с ЭВМ в условиях школьного компьютерного кабинета, однако, нет оснований полагать, что эта проблема может быть полностью решена средствами вычислительной техники.

2. Влияние эффекта новизны на формирование мотивации учащихся, к деятельности на ЭВМ, не подкрепленное соответствующим педагогическим воздействием, оказывается кратковременным, в ряде случаев приводит к негативным последствиям даже для положительно мотивированных учащихся, для компенсации негативных последствий требуются годы труда.

3. Влияние личности учителя на формирование мотивации учащихся к деятельности на ЭВМ является по-прежнему одним из определенных параметров.

4. Отмечается тенденция к снижению мотивации деятельности ЭВМ у девушек в целом в сравнении с юношами, приостановить которое пока не удается ни изменением окружающей компьютерной среды, ни индивидуализацией методики обучения, ни усилением личного фактора в общении.

5. Нагрузка на педагога возрастает из-за необходимости обеспечить индивидуализацию обучения, суперактивизированную обстановку урока, когда учащиеся, настроенные на одну ритмическую волну с компьютером, ждут от учителя ответа с той же скоростью, с которой работает ЭВМ

6. Работа с компьютером формирует управленческий стиль деятельности, акцентирует в ней творческое начало. Проблема состоит в том, что педагоги, призванные обучать этому стилю деятельности, часто сами не владеют им. Возникающие противоречия дезорганизуют учебный процесс.