Распределение функций между участниками учебного процесса с применением ЭВМ

Последовательность фаз основного цикла прохождения информации, необходимая для гарантированного овладения знаниями любым обучающимся, состоит из пяти стадий:

- получение и осмысление новой учебной информации,

- выполнение тренировочных заданий и самостоятельных работ,

- проверка качества усвоения знаний и правильности выполнения практических работ,

- разъяснение ошибок, допущенных в практических заданиях, и работа по их предупреждению в дальнейшей деятельности,

- рассмотрение возможностей практического применения знаний, полученных в ходе изучения конкретной темы (раздела).

В полном объеме

реализация данной последовательности с использованием традиционных методов обучения практически невозможна, а реально осуществима только в условиях индивидуального обучения, или при классно-групповом обучении с широким использованием ПК.

Применение компьютеров при обучении приводит к необходимости перераспределения функций между участниками учебного процесса. В таблице перечислены основные функции, и знаком «+» указаны их "исполнители". В случае возможности выполнения функций одновременно несколькими участниками учебного процесса знаком «!» отмечен наиболее качественный исполнитель.

п/п

ФУНКЦИЯ

ПРЕПОДА-ВАТЕЛЬ

ПК

УЧЕНИК

1

Выбор стратегии обучения

+

-

-

2

Отбор учебного материала и заданий

+

-

-

3

Определение последовательности изучения материала

+

+

+

4

Изложение нового материала и предъявление заданий

+

+

-

5

Выполнение заданий

-

-

+

6

Проверка и оценка решений

+

+ !

-

7

Сообщение результатов

+

+ !

-

8

Указание о дальнейших действиях

+

+ !

-

9

Регистрация данных о ходе процесса

+

+ !

-

10

Помощь в ходе процесса обучения

+ !

+

+

Индивидуализация обучения является первым, но не единственным шагом на пути повышения эффективности учебного процесса. Весьма важным моментом является также реализация не только индивидуального, но и дифференцированного подхода в обучении (24-54). Следует отметить, что средства вычислительной техники позволяют существенно дифференцировать диалоги с обучающимися в зависимости от их подготовленности, скорости и качества выполнения заданий. Становится возможной дифференциация не только по временным параметрам, но и по объему изучаемого материала. Алгоритм обучения может строиться таким образом, что продолжение движения по обучающей программе становится возможным только при полном выполнении требуемого набора заданий.

Перейти на страницу: 1 2