Личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие учителя и учеников при компьютерном обучении

Меняющаяся роль учителя.

Педагогика сотрудничества, деятельностный подход к учебному процессу, активация учащихся, индивидуализация обучения – все эти тенденции современной педагогики заставляют задуматься о кардинальном переосмыслении роли учителя в учебном процессе. Авторитарная схема синхронного управления классом из нескольких десятков человек, при всей ее экономичности и кажущейся эффективности, постепенно и неуклонно теряет свою универсальность.

В качестве альтернативы педагогами-новаторами предлагалось много различных схем организации занятий с учащимися различных возрастных групп[4]. Несмотря на высокую эффективность таких новаций, все они базировались на существующей материальной базе учебного процесса и имели чрезвычайно ярко выраженный личностный характер. В силу названных причин ни одна из них не смогла подняться до уровня универсальности. Смена материальной основы, наметившаяся с появлением компьютеров, открыла новые горизонты для глубинных педагогических поисков, в том числе – и поисков принципиально новых структур учебного процесса. Однако рядом с позитивными суждениями сразу же сформировались и негативные, зачастую – недостаточно аргументированные.

Прежде всего, хотелось бы предостеречь от ошибочного и достаточно распространенного взгляда на компьютер как на препятствие в педагогическом общении, ограничивающее возможность прямых контактов учителя с учеником и принижающее значимость этих контактов.

Компьютер предоставляет учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это общение даже более близким и человечным, чем ранее.

1) Компьютер замыкает на себе большую часть контрольных функций и оперативных реакций на ошибки ученика. Все ошибки немедленно фиксируются компьютером, но становятся в значительной степени частным делом учащихся, а не поводом для получения ими негативных эмоций. Учитель становится более свободен и позитивен в своем отношении к детям.

2) Компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, позволяет каждому ученику устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и ритм учебной деятельности, и освобождает учителя от необходимости постоянно контролировать и активизировать этот процесс.

3) Освободившись от задач непрерывной мелочной опеки, учитель получает большую возможность видеть обстановку в целом и уделять индивидуальное внимание каждому отдельному ученику.

Таким образом, ПК не только не препятствует педагогическому общению, а наоборот – открывает для него значительно большие возможности; нужно только их видеть и правильно пользоваться.

На фоне общего положительного отношения к компьютеру нередко раздаются и голоса противников его широкого внедрения в практику школьного обучения: он, будто бы,

§ "не всегда повышает эффективность учебного процесса;

§ нерационально используется;

§ его роль сводится к «переворачиванию страниц»;

§ компьютер не стимулирует школьников к интеллектуальной деятельности, снижает эффективность работы памяти и мышления и общий творческий потенциал (особенно в младшем школьном возрасте);

§ придает развлекательный характер обучению в ущерб систематическому и последовательному усвоению необходимых знаний." ( 25-7)

В приведенной цитате ни одно из высказываний не выдерживает никакой критики. Как правило, такие высказывания делаются людьми, которые или просто не работали с ПК и всерьез не знают предмета дискуссии, или теми, кто просто не хочет или не может вложить в подготовку компьютерных материалов должную меру собственного труда и таланта. Чтобы скрыть собственную бездеятельность, они пытаются "научно" доказать, что этого вообще не следует делать.

Помимо сказанного, в число изменившихся функций педагога входит чрезвычайно сложная задача - в новых условиях сохранить за собой роль "идейного наставника", "лоцмана в мире знаний", старшего товарища и авторитетного советчика. Педагогу будет необходимо учитывать тот факт, что учащиеся, благодаря возможностям компьютерных коммуникаций, знают не то и не только то, что им обычно задавалось на уроках, а иногда и вообще знакомы с такими вещами, о которых педагог не имеет представления. Это - нормальная, естественная ситуация новой педагогики, прямой результат компьютеризации и характернейшая черта новой парадигмы обучения. От педагога в таких условиях потребуется не абсолютное "всезнайство" (его не может быть!), а мудрое понимание связи явлений, их научной и житейской значимости. К такому пониманию своей роли в настоящее время готов далеко не каждый учитель, и вузовская система подготовки учителей пока еще прямо на это не ориентируется.

Перейти на страницу: 1 2