Введение

Уже более десяти лет в педагоги­ческой науке обсуждаются про­блемы образования, связанные с его гуманизацией, развитием способ­ностей личности, необходимых и ей и обществу, соединением бытия индиви­дуального человека с культурой. Такое понимание целей определило педаго­гические инновации последних лет, на­правленные на преодоление манипули­рования сознанием школьников, отход от практики навязывания им незыбле­мых и не подлежащих критике стерео­типов мышления. Процесс «очеловечи­вания» образования связан с усилением тех положений отечественной и зару­бежной педагогики, которые ставят во главу угла уважение к личности воспи­танника, формирование у него само­стоятельности, установление гуман­ных, доверительных отношений между ним и воспитателем.

Одно из следствий этого процесса состояло в замене учебно-дисципли­нарноймодели взаимодействия педа­гога и воспитанника на личностно ориентированную,

утверждающую ценность личности ребенка. Принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой культу­ре, рассматриваемой в аспекте соци­ального опыта.

При этом сущностью образовательного процесса, т.е. про­цесса обучения, воспитания и разви­тия, становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный, приобщение обу­чаемых ко всему богатству человечес­кой культуры.

Целью работы является краткий обзор существующих моделей концепций содержания образования. Особое внимание будет уделено модели содержания образования, адекватное социальному опыту, имеющей на данном уровне развития педагогической науки передовое значение, а также тесно переплетающийся с личностным подходом. Будет рассмотрен процесс формирования и структура вышеуказанной модели.

По вопросу непосредственно о личностно ориентированном подходе в образовательном процессе проведем рассмотрение его основных принципов и остановимся на учете индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.