Космическая педагогика К. Вентцеля

Творчество К. Н. Вентцеля (1857-1947) явило собой уникальный пример синтеза двух великих идей, получивших распространение а мировой и отечественной культуре в конце XIX — начале XX веков, и вновь с новой силой возродившихся в последние десятилетия.

Выдающийся мыслитель и педагог, наследие которого несомненно еще будет по достоинству оценено потомками, Вентцель был одним из наиболее ярких и талантливых теоретиков свободного воспитания Двигаясь от личности ребенка, от требования создать максимально благоприятные условия для его свободного творческого индивидуального развития, Вентцель пришел к идее космического воспитания. Он понимал личность как неотъем­лемую часть всеобъемлющего целостного Космоса, исходил из нерас­торжимости и органического единства Человека, Человечества и Вселенной. Вентцель стал в один ряд с теми русскими мыслителями — В. И. Вернадским, В. В. Докучаевым, Н. Ф. Федоровым, К. Э. Циолковским, А. А. Чижевским, — в концепциях которых человек рассматривался как существо, неотделимое от Природы, активно и непосредственно участвующее в жизни Космоса.

Первый шаг к разработке идей космической педагогики Вентцель сделал в конце 10-х — начале 20-х годов, что нашло свое отражение в его главном, к сожалению, до сих пор не опубликованном труде «Религия Творческой Жизни» (1923 г.). Не понимая и не принимая насилия одних личностей над другими, Вентцель пришел к выводу о необходимости создания новой религии, которую он называл Рели­гией Живого Творческого Развивающегося Бога — Единой Целостной Жизни и Вселенной. Трактуя новую философию религии как творчес­кое жизнепонимание, жизнечувствование и жизнеустремление духов­но освобожденного человека, которое допускает бесконечное разно­образие индивидуальных форм своего выражения, он подчеркивал, что это религия отрицает какой бы то ни был догматизм. По замыслу Вентцеля, она должна была строиться на цельном, едином, гармони­ческом сознании свободной творческой личности, расширяющемся во все стороны, достигающем наибольшего своего выражения и глубины. Эта религия не требовала установления какой-либо церкви как особой формы общественного соединения лиц, исповедующих ее. Она должна была носить антицерковный характер, потому что церковь и все, что по духу похоже на нее, по мнению мыслителя-гуманиста, есть не что иное, как вид организованного духовного насилия над человеческими душами, в связи с этим он развивал идеи Культа Единой Целостной Вселенной с происходящей в ней творческой эволюцией жизни, Культа Единого Творческого Человечества или Истории, ведущих к прогрессивному ос/щегтапению высших ирс.э-СТ&&ННЫХ и общечеловеческих идеалов. По ?смь;с"у Вентцеля, культ должен был дь^ггься тем оформлением, в котором получит свое символическое выражение новое творческое жизнепонимание. Фор­мулирую психолого-педагогические оа-юьы ;-ювой рег.игии/ он утверж-д(1л, что в Культе творческой личности БсзжнеЙ!ь'ую роль буде1 и.^хпь Культ ребенка, потому что Ребенок является тем, через что жизнь человечества постоянно сохраняет хсрОг-тер свежести и ^ро.^<!т молодости В Культе Ребенка Вентцель в^дег: ту субстанцию, которсж не дает человечеству стариться, придает е<"о существованию характер длящейся и никогда не кончающейся весны. Вместе с том, мыспюель постоянно подчеркивал, что эти формь." Культа не будут иметь {^ичепэ общего с культами старых религий, они будут служить только самым чисгым, естестве! !ным и свободным ьь.рох.сиием любвя, уверения »' благоговения, которое вызывает у :-юс Вселенная и Ребенок,- кок снежный ростог той личности, из котор-ой должно ьырости Творческой Личность при заботливом уходе и нцдпежощем воспитании» (Ниучный ор^в РАО^ Ф. 23, оп. 1, ел хр. 1, п. 468-469).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5