Диагностика методом рисуночного теста

Как и в первоначальном тесте Гудинаф, так и в обнов­ленном варианта основное внимание уделяется точности в детальности рисунка, а не художественным изобрази тельным средствам. Именно детальность изображения выступает основным показателем уровня умственного развития ребенка. В основе такого подхода лежит гипо­теза о том, что в рисунке знакомого предмета обнаружи­ваются те его отличительные, существенные черты, ко­торые ребенок выделил в нем как в представителе соот­ветствующего класса предметов Рисунок рассматривает­ся как выраженное в графической форме понятие (пред­ставление) ребенка о предмете. Наблюдаемое по мере взросления ребенка усложнение выполненных им изобра­жений расценивается в качестве показателя развития понятийного мышления.

Следует отметить, что данная гипотеза, лежащая в основе теста, не опирается на какие–либо строгие теоретические построения. Она выражает эмпирически наблюда­емую зависимость между особенностями детского рисун­ка и общим умственным развитием ребенка.

Данная методика широко используется в качестве ком­понента комплексного обследования ребенка Важно под­черкнуть, что несмотря на неоднократно подтвержден­ную высокую надежность теста, большинство специалис­тов считают, что самостоятельной диагностической ценности тест почти не имеет. Ограничиваться одним данным тестом при обследования ребенка недопустимо; тест может выступать лишь как часть обследования, предпо­чтительно – начальная часть Рисуночным тестом пользуются для того, чтобы получить первое представление об уровне развития ребенка.

В силу того что большинство дошкольников и млад­ших школьников любят рисовать, данный тест Может по­мочь установить контакт с ребенком и завязать сотрудничество, необходимое для проведения обследования с по­мощью более сложных диагностических методик Тест весьма целесообразно применять во всех случаях, когда у детей наблюдается речевая заторможенность, или при обследовании детей с нарушениями слуха.

Инструкция и процедура проведения теста. Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш, годится и обычная писчая бумага, но предпочтительно – плотная бумага, специальная предназначенная для рисования. Карандаш – лучше твердо мягкий, марки ТМ.

Ребенка просят "как можно лучше" нарисовать челове­ка "мужчину", "дяденьку". По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать но­вый рисунок.

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятные де­тали и особенности изображения. Тестирование – предпочтительно индивидуально. Для дошкольников – исключительно индивидуальное.

Оценка результатов. Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется один балл, за несоответствие критерию – 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.

Перейти на страницу: 1 2