Разбор основных направлений и подходов

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие:

«Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно»—это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности, «Я»— сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия, «Я» ориентируется на прин­цип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными пред­ставлениями — принятыми в обществе нормами морали и цен­ностями.

«Оно» является продуктом унаследованного человеком от жи­вотных биологического опыта (в теории самого 3. Фрейда) или неосознаваемым результатом неблагоприятно сложившегося ин­дивидуального опыта жизни (в концепциях неофрейдистов). «Я»— это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я»—это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, приня­тия им норм и ценностей общественной морали. Основные источни­ки формирования «Сверх-Я» личности—это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литературы и искусства.

Система жизненно важных потребностей человека, которые со­ставляют содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояния. Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в состоянии кон­фликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т. е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они разрешаются с помощью «Я»—сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно при­мирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влече­ния «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали.

Состояния неудовлетворенности собой, тревожности и беспо­койства, которые часто сопровождают человека, являются, по Фрейду и концепциям неофрейдистов, субъективным, эмоциональ­но окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я», неразрешимых или неразрешенных противоречий между тем, что побуждает поведение на самом деле («Оно»), и тем, что им должно было бы руководить («Сверх-Я»).

Свой теоретический подход к психологии личности предложили и представители так называемой «гуманистической психологии». Разрабатываемую ими теорию можно отнести к разряду психоди­намических и одновременно интеракционистских (у разных авто­ров по-разному), неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях этого типа (на самом деле их несколько, и они значительно отличаются друг от друга) сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в том его виде, в каком он представ­лен самому человеку в его самосознании и мышлении.

Сторонников гуманистических теорий личности прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение; поэтому тео­рии данного типа иногда называют «феноменологическими». Сами описания личности и событий в ее жизни в основном сосредоточе­ны на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или буду­щем, даются в терминах типа «смысл жизни», «жизненные цели», «ценности» и т. п.

Наиболее известными представителями этого подхода к лично­сти являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс. Концепции первого мы специально коснемся далее (раздел II, тема 19 «Мотивация»), поэтому здесь остановимся только на крат­кой характеристике теории К. Роджерса.

Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наде­ленным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспекти­вы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый че­ловек ставит и должен решать, следующие: кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Я-концепцня может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с по­ложительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амби­валентной или отрицательной. Я-концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вы­теснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может быть истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, ме­ра его счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.

Перейти на страницу: 1 2