ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Особенно велика роль физического воспитания в развитии дыха­тельного аппарата. Преподаватель должен обращать внимание на правильное формирование и увеличение подвижности (экскурсии) грудной клетки, на укрепление дыхательных мышц. Учащихся не­обходимо научить правильно дышать и помочь им овладеть навы­ками грудного и диафрагмального (брюшного) дыхания. При этом следует учитывать, что развитие дыхательной системы происходит в единстве с развитием других систем организма и в различные воз­растные периоды предъявляются разные требования к развитию фи­зических качеств. Развитие тех .или иных физических качеств надо рассматривать не только с точки зрения совершенствования дви­гательных способностей, но и обязательно с точки зрения обеспече­ния нормального протекания процесса физического развития и по­вышения функциональных возможностей растущего организма.

Уровень развития физических качеств и степень приспособляе­мости организма к физическим нагрузкам на быстроту, силу, гиб­кость зависят от возрастных особенностей организма. Высокие по­казатели гибкости и быстроты могут быть достигнуты к 18 годам, сила .мышц увеличивается до 20 лет и более; высокий уровень вы­носливости наблюдается обычно к 23—25 годам. Упражнения на выносливость в возрасте 17—18 лет и особенно в 15—16 лет необхо­димо строго дозировать. Наиболее благоприятные условия для раз­вития выносливости в 19—20 лет.

В возрасте 15—16 лет отмечается значительное увеличение мы­шечной массы и совершенствование нервно-мышечного аппарата, создаются предпосылки к развитию силы. Однако в занятиях с уча­щимися этого возраста следует воздерживаться от силовых упраж­нений с предельными нагрузками, так как условия для развития силы создают несколько позднее — в 19—20 лет.

Необходимо подчеркнуть, что обучение в профессионально-тех­ническом училище совпадает с периодом полового созревания. В этот период наблюдается повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы. Индивидуальные особенности физического разви­тия учащихся определяются по данным медицинского контроля. Физиологические возможности учащихся одного и того же возраста могут значительно отличаться. Поэтому в процессе физического вос­питания важен индивидуальный подход.

Перейти на страницу: 1 2