Беседа о песне "Из-за леса, леса темного"

Звучит магнитофонная запись "Песня о детстве А.С. Пушкина", рассказ А.М. Горького "Как сложили песню", высказывания о народных песнях Пушкина, Гоголя, Горького. Все это подготавливает учащихся к восприятию народной песни. Затем следует выразительное чтение текста песни и историчекий комментарий к ее содержанию, о трудной доле крепостной крестьянки, мрачный тон песни, ее грустную, заунывную мелодию.

.Героиня песни живет в разлуке с родными, близкими - отцом, матерью. Собралась к ним в гости, но не доехала: "лошаденка истомилася", "тележонка изломалася". Трогательно звучит обращение героини к вольной птице:

Ты лети, лети в мою сторонушку,

Ко батюшке во зеленый сад,

А к матушке во вновь терем .

Родной дом представляется ей раем, и она идеализирует его "вновь терем", "зеленый сад". Свою горестную жалобу на тяжелую барщину, на безрадостную жизнь крестьянина адресует "родимой матушке":

.пропали наши головы,

за боярами, за ворами.

Гонят старого, гонят малого

На работушку ранешенько,

А с работушки позднехонько.

В песне звучит тоска, безысходность, но ощущается и скрытый гнев, ненависть к барам, возмущение их несправедливостью и жестокостью.

Эмоциональным чтением передать смысл песни, настроение, сострадание и симпатию к героине - это главная задача.

А только после этого разучивать ее.