АНАЛИЗ УМК ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ

В начальной школе каллиграфические занятия проводятся три раза в неделю по 15 минут на уроках русского языка – всего 45 минут в неделю (см. Приложение 9, таблица 2). Оценка по каллиграфии выставляется отдельно от оценки по русскому языку.

Основой для разработки каллиграфических заданий является логический принцип группировки письменных букв, а именно: буквы изучаются по определенным группам и в заданной последовательности (см. Приложение 10, таблица 3). Перед изучение букв группы дети овладевают начертанием основного элемента этой группы в различных его вариантах по размеру и пространственному положению. Подгруппы букв, планируемые для каждого занятия, выделяются на основе переменных свойств формы основного элемента: размер, количества и пространственного положения.

На протяжении всего периода обучения в начальных классах совершенствуется каллиграфическое качество письма: вырабатывается идентичность и устойчивость в воспроизведении букв и их соединений, в почерке учащихся появляются индивидуальные черты – округлость, угловатость, тяготение к более прямому или более наклонному письму.

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина («Прописи» составлены Н.Г. Агарковой).

Основная цель обучения шестилетних школьников первоначальному письму – формирование элементарного графического навыка. Освоение графики связано с развитием пространственных представлений, совершенствование мелкой моторики, отработкой ритмичности, плавности движения руки. Помимо этих традиционных задач подготовки к чистописанию, данная методическая система, ориентированная на концепцию развивающего обучения, включает в формирование графического навыка освоение и использование детьми ряда мыслительных операций: анализа – синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Основу методики составляют принципы одновариантного начертания и поэлементного изучения букв, реализуемое с помощью новых методических приемов: аналитического восприятия и практического конструирования буквенных знаков.

Впервые совокупность письменных букв русского алфавита структурирована в виде графической системы, основу которой составляют 8 постоянных структурных единиц, отличающихся по относительно законченной форме. Форма каждого элемента является постоянной, а размер, пространственная ориентация и количество элементов – переменными свойствами графической системы письменных букв.

Для того, чтобы преодолеть типичные для традиционного обучения трудности, связанные с переносом зрительно вычленяемых элементов в двигательное звено письма и обеспечить плавность и безотрывность воспроизведения букв и их соединений, в данной методике предлагается двойная система эталонов: зрительные и двигательные элементы букв. Зрительные элементы используются на уровне первичного зрительного изучения буквы при ее анализе, синтезе, сравнении, конструировании и реконструкции.

На основе двигательных элементов построен алгоритм действий ученика при отработке начертания буквы в тетради – прописи, а именно: на рисунке двигательных элементов, выполненных с помощью пунктирных линий, даны точки со штрихами, которые указывают на начало и последовательность начертания этих элементов в букве, а также места их соединения. Используются два типа точек: черная точка со штрихом обслуживает первоначальный этап усвоения технологии начертания букв, показывая места соединений двигательных элементов в букве и направление движения руки при их написании, в то время, как красная точка со штрихом регулируют процесс усвоения техники соединения букв и сохраняет свою сигнальную функцию на разных этапах обучения письму.

Избежать излишнего утомления при письме помогает прием тактирования, формирующий у ребенка умение чередовать напряжение руки с расслаблением.

Так организованное усвоение правил поэлементно-целостного письма обеспечивает переход к безотрывному письму на последующих этапах выработки автоматизированности графического навыка и каллиграфического индивидуального почерка каждого ученика.

На первоначальном этапе овладения письмом, когда дети умеют писать весьма ограниченное число букв, рекомендуется использовать вписывание букв в графическую модель заданного слова, имитируя процесс его целостного воспроизведения.

Таким образом, в тетрадях-прописях даны логически упражнения, при выполнении которых дети учатся анализировать, сравнивать, объединять буквы на основе выделения в них общих и отличительных признаков. Такие задания способствуют повторению и систематизации изученного графического материала и одновременно развивают мышление ребенка.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5