Развитие моральной стороны личности и формирование нравственных идеалов в среднем школьном возрасте

Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит в среднем школьном возрасте к формированию нравственных идеалов, вопло­щенных в духовном облике человека. Нравственно-психологический идеал у подростка—это не только знаемая им объективная этическая категория, это—эмоциональ­но окрашенный, внутренне принятый подростком образ, который становится регулятором его собственного пове­дения и критерием оценки поведения других людей.

Воспринятый или созданный ребенком идеал человека, которому он хочет подражать и черты которого ребенок стремится в себе воспитать, означает вместе с тем и наличие у него постоянно действующего нравственного мо­тива. А это в свете данных, полученных в наших исследо­ваниях, в частности и в только что изложенном исследо­вании Е. С. Махлах, является важнейшим условием фор­мирования моральной устойчивости личности подростка.

Наблюдения и психологический анализ воспитатель­ного процесса показывают, что возникновение у подрост­ка положительных нравственных идеалов является необ­ходимым, а может быть даже и решающим условием вос­питания вообще. И, наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезные препятствия воспита­нию, так как в этих случаях требования взрослых не бу­дут приниматься подростками, 'поскольку они расходятся с его собственными требованиями к себе, основанными на имеющемся у него идеале.

Несмотря на такое большое значение идеалов в раз­витии личности школьника, вопросу их активного форми­рования в педагогике не придается, как нам кажется, должного значения. Недостаточно исследуется процесс формирования идеалов и в психологии. Тем не менее за последние годы появилось несколько психологических работ, которые позволяют не только уточнить значение идеала, но и понять некоторые возрастные особенности усвоения идеала и его функции в психическом развитии ребенка.

Идеалы школьника среднего возраста, так же как и младшего, представлены, как правило, в облике конкрет­ного человека. Однако, в отличие от младших школьни­ков, подростки редко находят воплощение своих идеалов в окружающих людях (учителя, родители, товарищи), в основном их привлекают героические образы художест­венных произведений, герои Великой Отечественной вой­ны и другие люди, совершившие подвиги, требующие мужества и самообладания.