Приложение №14

Природоведение и русский язык

2кл. Тема: «Растения весной. Первоцветы. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи».

Цель. Дать представление об изменениях в жизни растений весной; поговорить о разнообразии растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины; развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; формировать навыки правописания родовых окончаний имен прилагательных; расширять знания детей об окружающей действительности; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.

Оборудование. Таблица, рисунки, плакаты, иллюстрации, пьеса П.И. Чайковского «Подснежник» (из цикла «Времена года»).

Ход урока.

Вступительное слово

Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних растений – цветов, - о необходимости их охранять и беречь. Одновременно будем повторять все изученные ранее орфограммы, работать над распознаванием рода, числа имен прилагательных, обобщим значение имени прилагательного в нашей речи. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

Новый материал

Учитель. Посмотрите за окно. Опишите сегодняшний день с помощью имен прилагательных.

Дети. Ненастный, пасмурный, хмурый.

Скучный, тоскливый, печальный.

Непогожий, светлый.

Солнечный, прекрасный.

Учитель. Да, на дворе чудесная погода. А, какая, вы скажете, отгадав загадку.

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

Дети. Весной.

Учитель. Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «Утром года».

Ученица читает стихотворение Г. Ладонщикова.

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня…

Улеглись в полях метели

В свои белые постели,

И весна идет повсюду,

Гонит зиму со двора.

Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех.

Дети. Подснежник.

Учитель. Правильно, это подснежник – первый весенний цветок. А что это за цветок?

А я цветочек желтенький

С зеленым стебельком.

Раскроюсь утром ранним,

Закроюсь вечерком.

Дети. Одуванчик.

Учитель. Это тоже один из первых весенних цветов.

Работа в тетрадях.

Учитель. Откройте свои тетради. Положите их правильно. Подготовим руку к письму. Нарисуем безотрывно цветы.

Запишем предложение.

Первый весенний цветок – нежный подснежник.

Разберем по составу слово подснежник.

Дети выполняют задание учителя.

- С помощью какой части речи показано своеобразие цветка?

Дети. Нежный – имя прилагательное.

Учитель. Что такое имя прилагательное? Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает? С какой частью речи связано? Как определить род и число имен прилагательных? Как изменяется имя прилагательное? С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи?

На доске:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Обозначает признак предмета

Какой? Какая? Какое? Какие?

Имеет связь с именем существительным

Имеет синонимы и антонимы

Изменяется по числам и родам

Мужской род: Какой? -ый, -ой, -ий

Женский род: Какая? – ая, -яя

Средний род: Какое? –ое, ее

Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети: март, апрель, май – весенние месяцы.

Учитель. Сколько в слове апрель букв и звуков.

Дети. В слове апрель 5 букв и 5 звуков.

Учитель. Апрель – месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают первые первоцветы: мать-и-мачеха, голубая пролеска, чистяк, ветреница, медуница, хохлатка.

А теперь запишите предложение. Поляны запестрели от душистых цветов. Подчеркните в нем грамматическую основу, устно укажите части речи.

Дети выполняют задание.

Посмотрите на доску.

Скворцы, грачи, ландыши, одуванчики, подснежники, фиалки, жаворонки.

Прочитайте. На сколько групп можно разделить эти слова?

Дети. На две.

Учитель. Какие?

Дети. Это группы «птицы» и «весенние цветы».

Учитель. Объедините слова в группы по темам и назовите их.

Разговор о весенних цветах.

Учитель. Сегодня мы поговорим о первых весенних цветах – первоцветах.

Перейти на страницу: 1 2 3