Приложение №13

Тема: «упражнение в проверке безударных гласных».

Цель урока: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их проверки; формирование умений обосновывать написание слов, распознавать орфограммы; развитие творческого воображения учащихся; воспитание любви к родной природе.

Оборудование: портрет С. Есенина; картина с изображением «зимней» березы; тексты стихотворения С. Есенина «Береза».

Ход урока

Постановка цели урока.

вступительная беседа.

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925) – русский поэт, перу которого принадлежат замечательные стихотворения. Очень многие свои стихи он посвящал изображению родной природы.

«Береза» - это первое стихотворение, которое поэт посвятил детям. Оно было написано в 1914г. В этом стихотворении поэт, восхищаясь березой в зимнем наряде, хотел показать красоту природы. Образ березы у поэта становится символом Родины. Вот почему так названо стихотворение. (Ученица читает наизусть художественное произведение).

Словарная работа.

На доске записано предложение:

Береза снегом (укрылась, накрылась, принакрылась).

Выберите наиболее точное слово для того, чтобы закончить предложение.

Укрыться – закрыться со всех сторон; накрыться – накрыться сверху снегом; принакрыться – слегка накрыться.

Почему вы так считаете?

Вспомните, как красива береза «под снегом». Попробуйте описать ее (с опорой на картину).

Какие краски вы будете использовать? Почему?

Выразительное чтение стихотворения учителем.

а) – в какое время года поэт изобразил березу? (Зимой).

Какой увидел зимнюю березу автор?

Почему она привлекла его внимание, вызвала у него удивление и восхищение?

б) Повторное чтение стихотворения.

Работа над содержанием.

Какое время суток рисует С. Есенин? (Утро). Почему? Какие слова и выражения указывают на это? Найдите их в тексте. (Белая, принакрылась снегом, серебром, снежинки, в сонной тишине, заря).

Солнечное утро или пасмурное? (Солнечное. «Горят снежинки в золотом огне».)

Как занимается заря? («Лениво».)

Почему автор так говорит? (потому, что зимой ночи длинные, а дни короткие. Трудно новому дню победить ночь, поэтому солнце восходит осторожно, не «торопясь».)

С чем сравниваются снежинки? (С серебром, снегом.)

А ветви березы? (С каймой, кистями, бахромой). Почему?

Как вы думаете, почему Сергей Есенин говорит о березе принакрылась снегом, распустились кисти? (Поэт одушевляет березу, саму природу – чудесную мастерицу, создательницу красоты).

Что является главным предметом повествования? (Береза).

Найдите строчки, в которых говорится о ней, ее зимнем наряде, цвете. (Белая береза, принакрылась снегом, точно серебром, горят снежинки в золотом огне.)

Какое слово употреблено автором три раза? (Белый)

Как вы думаете, почему он это сделал? (Чтобы показать именно зимнюю березу, в ее белом наряде).

Чтение стихотворения учащимися.

Перечитаем еще раз стихотворение и подумаем, какие звуки чаще всего встречаются в тексте. (Звуки [а], [о], [э].) Они звучат долго, придавая певучесть, плавность произведению.

При самостоятельном чтении выделяйте слова: береза, кисти, снежинки, ветки, заря, так как они создают общий план стихотворения. Не забывайте в конце предложений делать паузы. Читайте неторопливо, мелодично.

Упражнение в проверке безударных гласных.

Запишем основные темы и выражения для их раскрытия.

Слова снегом, снежинки. Какое из данных слов является проверочным? (снегом; г/ж).

Подберите однокоренные слова к слову береза. Запишите их. (Березовый, березняк, подберезовик).

К слову снежинки. (Снежный снеговик, подснежник, снежок, снег, г/ж).

К слову белый. (Белеет, побелка, белизна.)

К слову окном. (Оконный, подоконник.)

Выделите корень и гласную в корне.

На основе подбора однокоренных слов и выделения общей части сделаем вывод: безударную гласную нужно проверять. Следует подобрать проверочное слово, чтобы гласная в корне стояла под ударением.

Итоги урока.

- Как следует проверять безударную гласную в корне слова? Чем стал для Сергея Есенина образ березы?

Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Береза»; упр.223.