Глава 2

В процессе работы над данной темой была проведена исследовательская работа, цель которой:

1. Изучить уровень экологических знаний у детей.

2. Повысить экологические знания детей через уроки русского языка.

Для этого мы выбрали два класса – 2 «а» и 2 «б». Дети этих классов находятся в одинаковых педагогических условиях, учатся в одной школе и имеют примерно одинаковый уровень знаний.

2 «а» - контрольный

2 «б» - экспериментальный

Анализ констатирующего эксперимента.

Для проведения констатирующего эксперимента в своей работе мы использовали методы наблюдения и анкетирование. В течение года наблюдали за учебной и внеклассной работой в экспериментальном классе. Экологическое образование и воспитание в большей степени осуществлялось на уроках природоведения, на других уроках мы не заметили межпредметных связей, где бы раскрывались вопросы экологического характера. К сожалению, этого не было и на уроках русского языка.

Для выяснения первоначальных знаний об экологии у учащихся, провели специальную анкету. В анкете три первых вопроса взяли из сборника «Формы экологического воспитания детей» под редакцией А.С. Бахаревой, доцента кафедры естествознания ШГПИ, а остальные я составила сама.

В таблице указано процентное соотношение уровня знаний учащихся по экологии в контрольном 2 «а» классе (20 человек).

Таблица №1(а)

Уровни

Человек

%

Высший

Средний

Низкий

0

7

13

0

35

65

График №1(а)

В таблице указано процентное соотношение уровня знаний учащихся по экологии в экспериментальном 2 «б» классе (23 человека).

Таблица №2(б)

Уровни

Человек

%

Высший

Средний

Низкий

0

13

10

0

57,3

42,7

График №2(б)

Как показали результаты анкет, уровень экологических знаний в обоих классах средний. К сожалению, не оказалось ни одного ученика, у которого был бы высокий уровень экологических знаний.

Формирующий эксперимент.

Анализ анкет, их неутешительные результаты побудили нас использовать уроки русского языка с экологического направленностью. В течение года, отведенного на формирующий эксперимент, я проводила уроки русского языка, используя экологический материал, а именно экологические сказки, игры, задания, подбирала тесты экологической направленности для диктантов, изложений и проверочного списывания, на уроках уделяла внимание загадкам, кроссвордам, стихотворениям.

Краткое описание интегрированных уроков.

1. Русский язык и чтение.

Тема: «Упражнения в проверке безударных гласных. С. Есенин «Береза»».

На этом уроке дети знакомятся с русским поэтом – С. Есениным, разбирают его стихотворение «Береза», используя предложения из стихотворения, упражняются в проверке безударных гласных, подбирают однокоренные слова, распознают орфограммы, учатся сравнивать. Таким образом, через стихотворение пейзажной лирики С. Есенина на уроке я пыталась у детей воспитать любовь к родной природе.

2. Природоведение и русский язык.

Тема: «Растения весной. Первоцветы. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи»

На этом уроке, одновременно работая над распознаванием рода, числа имен прилагательных, над обобщением знания имени прилагательного, знакомлю с изменениями в природе с приходом весны, с разнообразием весенних растений – первоцветов и с необходимостью их охраны. На уроке много использовалось стихотворений, через которые я воспитывала интерес и уважение к природе.

Перейти на страницу: 1 2 3