Результаты экспериментального обучения

С целью определения эффективности различных видов творческого пересказа, направленных на повышение уровня восприятия художественного произведения, была проведена контрольная срезовая работа.

Данная работа предполагала решение следующих задач:

1. Выявить уровни восприятия художественного произведения младшими школьниками.

2. Сопоставить результаты проведенной срезовой работы с данными первого констатирующего эксперимента.

Для выявления уровней восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста был взят рассказ Н.Н. Носова ''Федина задача''. Учащимися предлагалось письменно ответить на пять вопросов. Каждый вопрос второго констатирующего среза направлен на выявление тех же умений, что и при первом констатирующем срезе:

1.) умение оценивать героев произведения,

2.) умение определять мотивы и последствия поступков героев,

3.) умение видеть динамику эмоций и передавать ее в слове,

4.) умение осваивать идею произведения.

Ниже приводится список вопросов, предложенных учащимся:

1. Какими словами вы можете охарактеризовать Федю? Какой он?

2. Как поступил Федя после того, как не смог решит задачу? Мог ли он поступить по-другому? Как?

3. Менялось ли ваше отношение к главному герою по ходу чтения? Почему?

4. Почему Федя не смог сам решить задачу?

5. О чем хотел сказать автор в своем произведении?

Ответы учащихся на данные вопросы оценивались по тем же критериям, что и при первом констатирующем срезе. При оценке письменных ответов использовалась та же бальная шкала.

Анализ ответов учащихся на первый вопрос показал, что 100 % учащихся экспериментального класса и 88 % учащихся контрольного класса дали точную оценку героя произведения с использованием двух и более прилагательных – характеристик. Учащиеся обосновывали свой ответ ссылкой на конкретные поступки героя, чего нельзя было наблюдать в первом констатирующем срезе. Оценка героя не носила односторонний характер. Учащиеся указывали, что мальчик был ''прилежным'', ''ответственным учеником'', но в то же время ''он берется сразу за два дела'', ''не может сам довести начатое дело до конца'', ''у него нет силы воли''. Произошедшие изменения позволяют судить о повышении уровня восприятия художественного произведения.

Результаты ответов на вопрос, выявляющий умение оценивать героя, представлены в таблице.

Классы

Количество учащихся (в %), проявляющих умение в точной, неоднозначной оценке героя.

Количество учащихся (в %), не проявляющих умение в точной, неоднозначной оценке героя.

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

Эксперимент.

88

100

12

-

Контрольный

80

88

20

12

Умение определять последствия поступков персонажей показали 96 % учащихся экспериментального класса и 88 % учащихся контрольного класса. Они совершенно верно указали, что ''когда Федя не смог решить задачу, он взял задачник под мышку и пошел к другу, чтобы он помог ему''. При этом учащиеся предлагали различные варианты поведения главного героя: ''Федя мог выключить телевизор и решить задачу сам'' или ''он мог досмотреть концерт, выключить телевизор и сделать уроки''. Умение определять последствия поступков персонажей свидетельствует о том, что учащиеся четко осознают, как события художественного произведения связаны друг с другом.

Результаты ответов на вопрос, определяющий способность видеть последствия поступков героев, представлены в таблице.

Классы

Количество учащихся (в %), способных видеть последствия поступков героев.

Количество учащихся (в %), не способных видеть последствия поступков героев.

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

Эксперимент.

88

96

12

4

Контрольный

84

88

16

12

Перейти на страницу: 1 2 3 4