Цели и задачи  учебных экологических троп

Само название «учебная тропа природы» можно понимать как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». Другими словами, прежде всего цель соз­дания тропы заключается в обучении и воспитании по­сетителей. По словам известного американского эколога Олдо Леопольда, «каждый участок леса должен давать своему владельцу не только доски, дрова и столбы, но еще и образование. Этот урожай мудрости _всегда под рукой, однако его не всегда пожинают.

С одной стороны, задачей тропы является своеобраз­ный «природоведческий ликбез», т. е. расширение у эк­скурсантов элементарных сведений об объектах, процес­сах и явлениях окружающей природы. С другой сторо­ны, задача экскурсоводов и проводников— научить сво­их слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача учебных троп, — способствовать воспитанию экологической куль­туры поведения человекам/как части общей культуры взаимоотношений людей .друг с другом и отношения человека к природе

' Особенно широко.тропы.природы позволяют развернуть экологическое .образование и воспитание среди молодежи.Хорошо известно, что далеко не всегда ро­дителям удается привить детям любовь к природе, же­лание ее беречь и, что ещё сложнее, возбудить у каж­дого будущего гражданина" чувство" ответственности за ее судьбу.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического соче­тания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы

Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, рани­мость, а порой просто беззащитность перед натиском человека, убедить в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, сама «просит нашей помощи, защиты и любви».

Но любовь к природе, особенно у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой — ее нужно пробудить. Исследования показывают, что дети школьного возраста, вклю­чая старшеклассников, проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние зна­ния, в .других случаях в их поведении проявляется нейтрально-безразличное отношение, а часто и просто отрицательное. . В основе этого лежит феномен. непо­нимания подростком, а затем и, взрослым состава нару­шения, в своём поведении в окружающей природе.

Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха тропы природы при умелой их организации способствуют и охране природы. Они являются своего рода регулятором потока отдыхающих, распределяя их в относительно безопасных для природы направлениях. Кроме того, тропа обеспечивает возможность соблюде­ния природоохранного режима на определенной территории, так как облегчает контроль за посещае­мостью и выполнением установленных правил.

Отдельные учебные тропы можно объединять в систе­мы, главная задача которых состоит во временном и пространственном регулировании потока посетителей, рассеивании, распределении их' по территории отдыха во избежание перегрузки наиболее привлекательных и поэтому часто посещаемых участков. А создание таких троп в • окрестностях' особо охраняемых территорий позволит отвлечь от них туристов и отды­хающих, показав им не менее Интересные по природным' качествам ив то же время вполне доступные места. С этой целью в горной местности, а при большой длине тропы и в равнинных условиях, помимо основной трас­сы тропы, проектируется также одна или несколько вспомогательных, чтобы при -необходимости сократить время и снизить сложность прохождения маршрута.

Таким образом, создание учебных троп направлено на решение четырех задач: экологическое обучение и воспитание, отдых посетителей, сохранение природы в прилегающей зоне.

Традиционно тропы прокладываются по буферным зонам вокруг заповедников, зонам организованного туризма национальных парков, ландшафтным заказни­кам. При этом обычно рядом с тропами выделяют за­щитную, т. е. переходную, полосу. Ширина ее бывает разной: если тропа проходит через густой лес, достаточ­но отвести под переходную зону несколько метров с обеих сторон от нее; если вокруг разреженный лес или открытое пространство, зону увеличивают до десятков метров. Цель ее создания иметь вдоль тропы террито­рию, свободную от хозяйственного использования.

Перейти на страницу: 1 2