Составление эскизов художественного решения

Размещение в центре наиболее выразительного элемента ком­позиции продиктовано не формальными соображениями. Центральный объект как бы «подает» основную идею сюжета, который дополнительно раскрывается, конкретизируется экспонатами второго плана. В таком подходе просматривается стремление к достижению оптимального соответствия формы оптическим за­кономерностям восприятия, с одной стороны, и использованию свойств симметрии как средства направления взгляда зрителя — с другой.

В оформлении выставочных экспозиций симметрии весьма успешно противостоит противоположный принцип — асимметрия. Здесь элементы изображения располагаются не в строгом равновесии по отношению к средней вертикальной линии, а размещаются свободно (хотя, разумеется, с сохранением необ­ходимого единства и равновесия). В композиции в целом обяза­тельно должно быть ощущение равномерной, логически оправ­данной заполненности поверхности. Гармоничность, уравнове­шенность поверхности стенда достигается не просто равномерной раскладкой экспонатов. Они могут слать разную степень изобра­зительной насыщенности. Например, цветная фотография будет «весить» больше, чем штрихованный рисунок.

Экспонаты одинакового размера, но имеющие различную тональность, тоже не будут производить впечатления равно­значных. Композиционный центр по воле автора может оказаться в любой части разрабатываемой композиции. Немаловажным достоинством принципа асимметрии является то, что ему присущ динамизм, неожиданность ракурсов, разрушение примелькав­шихся стереотипов, многовариантность решений — одним словом, способность оживить всю композицию.

При использовании любого композиционного правила (схемы) требуется выделение основного содержания. При избрании асимметричной компоновки материала нужно учитывать реко­мендации о выделении главного путем размещения его в той части плоскости, которая привлекает наибольшее зрительское внимание'. Такой наиболее обращающей на себя внимание частью плоскости является участок, лежащий вверх от ее центральной горизонтальной оси. Он поглощает 60% внимания. Распределение внимания во всей верхней части также неравно­мерно: 40% приходится на левую и 20% на правую сторону. В правильности таких наблюдений убеждают многочисленные примеры. Очевидно, по этой причине в основных формах нагляд­ной агитации верхний пояс отводится одному из важнейших компонентов — заголовку. (В этой связи небезынтересно также вспомнить, что большинство газет свой заголовок помещает в верхнем левом углу листа.) Всякие другие места для заголовка на плоскости менее подходят, так как при этом снижается зрительское внимание.

Принцип равновесия применительно к решению оформитель­ских задач имеет ту же трактовку, что и в живописи, графике. Это в первую очередь соответствие изобразительной формы (т. е. характера рисунка, цветового решения, материалов для воплощения замысла, размера экспозиции, места экспонирования и др.) породившему ее содержанию.

Воспитанное композиционное чувство равновесия позво­ляет остро ощущать зависимость между размерами изобража­емых объектов, их цветом и фактурой, находить между этими основополагающими средствами создания Размещение в центре наиболее выразительного элемента ком­позиции продиктовано не формальными соображениями. Центральный объект как бы «подает» основную идею сюжета, который дополнительно раскрывается, конкретизируется экспонатами второго плана. В таком подходе просматривается стремление к достижению оптимального соответствия формы оптическим за­кономерностям восприятия, с одной стороны, и использованию свойств симметрии как средства направления взгляда зрителя — с другой.

В оформлении выставочных экспозиций симметрии весьма успешно противостоит противоположный принцип — асимметрия. Здесь элементы изображения располагаются не в строгом равновесии по отношению к средней вертикальной линии, а размещаются свободно (хотя, разумеется, с сохранением необ­ходимого единства и равновесия). В композиции в целом обяза­тельно должно быть ощущение равномерной, логически оправ­данной заполненности поверхности. Гармоничность, уравнове­шенность поверхности стенда достигается не просто равномерной раскладкой экспонатов. Например, цветная фотография будет «весить» больше, чем штрихованный рисунок.

Перейти на страницу: 1 2 3 4