Разработка контролирующих программ

В тестовые задания необходимо вклю­чить вопросы, позволяющие проконтроли­ровать знание химических формул, валент­ности, названий веществ, их классифика­ции, строения атома. Это первая группа во­просов, В качестве примера приведем неко­торые из них.

• Какая электронная формула описывает строение атома серы?

• Сколько электронов на внешнем энер­гетическом уровне атома германия?

• Укажите формулу кальцинированной соды.

Вторая группа вопросов охватывает ре­шение простейших расчетных задач. Главное при их составлении — акцентировать внимание на химической, а не на арифме­тической стороне вопроса. Поэтому наряду с текстом задачи можно привести молярные массы сложных веществ, уравнение химиче­ской реакции.

• Какой объем хлороводорода (н.у.) по­требуется для нейтрализации раствора, со­держащего 20 г гидроксида натрия? (НСl + NаОН = NаСl + Н2O; М (NаОН) = 40 г/моль.) Задачи такого типа легко решаются в уме. Третья группа вопросов связана с реше­нием экспериментальных задач.

• Укажите качественный реактив на ион (SO4)2-.

• В трех пронумерованных пробирках на­ходятся растворы карбоната натрия Nа2СO3, хлорида бария ВаCl2 и гидроксида калия КОН. В каждую пробирку прилили раствор серной кислоты. В пробирке 2 выпал белый осадок,

а в пробирке 3 наблюдалось выделение пу­зырьков газа. Определите, в каких пробирках находятся указанные вещества.

Вопросы четвертой группы проверяют знание химических законов, свойств веществ.

• Химическая реакция произойдет между парой веществ

а) Сu и FеSO4

б) Аl и МgСl2

в) Zn и FеСl2

г) Fе и ZnSO4

Рекомендуется иногда включать в после­дующие задания вопросы из предыдущих, что способствует формированию у обучаю­щихся целостного представления об изучае­мом предмете.

Составляя ответы, целесообразно наряду с правильными ответами включать правдопо­добные и избегать заведомо ложных и абсурд­ных. В качестве неправильных можно исполь­зовать ошибочные ответы учащихся, которые предварительно обнаружены в ходе обычно­го опроса. Если ученики должны указать фор­мулу вещества, то кроме правильной можно дать формулы других реально существующих веществ. И только в тренировочных задани­ях на составление формул веществ можно в качестве вариантов ответов предлагать фор­мулы, составленные без учета валентности.

С целью обеспечения самостоятельной работы всех учащихся контрольные задания (тесты) лучше составлять в 25-30 вариантах.