Проверка и коррекция знаний в системе личностно ориентированной технологии образования с использованием тестирования

Размышляя о целях и задачах об­щеобразовательной школы на со­временном этапе развития наше­го общества, анализируя происходящие процессы, мы приходим к неизбежному выводу о необходимости понимания образования как целостной системы формирования социально адекватной личности. Под социальной адекватнос­тью нами понимается такой перечень личностных параметров, который поз­воляет их обладателю активно и творче­ски преобразовывать свою жизнь, по­стоянно сохраняя позитивную пози­цию данных преобразований как для се­бя и своего непосредственного окруже­ния, так и для общества в целом с учетом постоянных социальных изменений.

Очевидно, что одним из наиболее важных параметров является способ­ность самостоятельного и ответствен­ного выбора из многих вариантов жиз­ненных возможностей. (Вероятно, имеет смысл говорить о том, что одна из задач школы состоит и в воспитании грамотного электората.) Это подразу­мевает как минимум:

• социально адекватную систему ценностей и потребностей:

• наличие навыков рефлексии;

• позитивную самооценку

Нас заинтересовал вопрос, как на уроке химии в средней общеобразова­тельной школе, помимо решения тра­диционных задач, усвоения базисной суммы знаний, умений и навыков, фор­мировать указанные личностные пара­метры. Мы предположили, что потреб­ность в получении знаний, умение са­мостоятельно организовывать работу по их формированию, выбор наиболее оптимальных путей для этого, плани­рование своей образовательной деятельности являются социально адек­ватными ценностями. В построении схемы работы мы опирались на поня­тие субъектного опыта, введенного И.С.Якиманской, принципы личностно ориентированной технологии образо­вания, основанные на мультисенсорном подходе, описанные А.А.Плигиным и авторские разработки уроков учителя нашей школы ИАКомаровой.

Основной педагогический прием, использованный в разработанной схе­ме, состоит в том, что ученику предо­ставляется право самостоятельного выбора способа работы на уроке по­вторения пройденного материала с це­лью подготовки к контрольной работе в соответствии с личными стратегиями получения знаний, с учетом его пред­почтений и осознания целей обучения.

Особо важное значение имеют неявные цели, которые ставит перед учащимися преподаватель:

1. Повторение структуры изучаемо­го материала и объема, необходимых к контрольной работе знаний, умений, навыков (ЗУН).

2. План построения ответа на во­просы о химических свойствах ве­ществ .

3. Источники информации о мате­риале.

4. Тренинг навыков рефлексии соб­ственных состояний, самоанализ.

5. Выработка умения самостоятель­ного планирования собственной по­знавательной деятельности.

Также особое значение уделялось созда­нию установки успешности учебной деятельности школьников, для чего использовались специально органи­зованные языковые паттерны (едини­цы речи, содержащие конкретный по­зитивный смысл) — "знаю уверенно", "надо повторить" как движение в сто­рону уверенного знания. В этих сло­восочетаниях подразумевается, что ученик уже работал, знания уже есть, но их надо закрепить; демонстрирует­ся доверие к ученику: учитель уверен, что ученик работает над предметом. И для этого может быть использован такой вид контроля как тест. Его особенность в том, что он занимает меньше времени в отличие от других видов контроля. И уже в конце урока учитель может сообщить о том, как усвоен материал. После сообщается, что за­дания, которые каждый не успел вы­полнить из намеченных, остаются в качестве индивидуальных домашних заданий.

Важной особенностью предлагае­мого приема является, на наш взгляд, использование традиционного содер­жания курса химии в 8-м классе и со­блюдение временных рамок прохож­дения программы.

Сравнительный анализ такой формы подготовки к контрольной работе и традиционный показал, что, помимо повышения уровня усвоения ЗУН, суще­ственно меняется настроение детей на уроке в позитивную сторону, возрастает уверенность в собственных силах.

Преимущество подобного способа работы на уроке определяется еще и тем, что он может быть использован как прием не только на уроках химии, но и на других дисциплинах.