Педагогические основы воспитания культуры умственного труда

1.

Тест на выявление способности выделять существенное.

Задания Ответы

Чтение

(глаза, книга, картина, глаза, печать

печать, очки)

Квадрат

(углы, чертёж, сторона, углы, сторона

отрезок, прямая)

Война

(самолёты, танки, сражения, сражение,

винтовки, солдаты) солдаты

Больница

(сад, столовая, радио, помещение,

помещение, больные) больные

Дом

(стены, доски, стёкла, крыша, стены, крыша

труба)

2.

Тест

на выявление способности обобщать.

Задания:

Сказка – былина

Жидкость – газ

Больница – врач

Любовь – доброта

Берёза – осина

3.

Тест

на выявление способности классифицировать.

Задания:

1.

дуб, дерево, ольха, тополь, ясень;

2.

Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён;

3.

молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша;

4.

смелый, храбрый, решительный, отважный, злой;

5.

самолёт, пароход, техника, поезд, дирижабль.

Повторное тестирование учащихся слабой группы на выявление степени сформированности мыслительных процессов показало, что у всех этих учащихся удовлетворительный уровень развития умений выделять существенное, обобщать и классифицировать, так как все они выполнили правильно три и более заданий из предложенных.

Затем нами была сопоставлена общая успеваемость данной группы учащихся до, и после проведения с ними специально разработанных занятий по развитию логического мышления. Оказалось, что успеваемость этих учащихся заметно улучшилась, а также появился положительный настрой на учебный труд, интерес к учению.

Таким образом, выяснилось, что степень овладения мыслительными операциями тесно связана с уровнем успеваемости школьников, увеличение степени овладения операциями мышления приводит к улучшению успеваемости учащихся.

Следовательно, динамика овладения учащимися основными операциями мышления: анализом, синтезом, сравнением, умозаключением, классификацией и т.п., составляющими основу интеллектуального компонента умственного труда, прямо пропорциональна динамике успеваемости ученика.

Таким образом, вполне подтверждается наша гипотеза: от сформированности умений, входящих в интеллектуальный компонент культуры умственного труда, от степени овладения мыслительными операциями, зависит уровень общей успеваемости школьников.

Следует отметить, что, по мнению большинства психологов, сензитивным периодом для формирования мыслительных процессов является период обучения в начальных классах, поэтому учителю начальной школы следует уделять особое внимание развитию логического мышления учащихся как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности, проводить специально организованные занятия по формированию той или иной операции мышления, т.е. заниматься воспитанием интеллектуальной культуры, а также культуры умственного труда в целом.

Перейти на страницу: 13 14 15 16 17 18