Педагогические основы воспитания культуры умственного труда

§1. Характеристика основных составляющих культуры умственного труда.

Культура умственного труда

- это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.

Таким образом, в понятие «культура умственного труда»

Входят четыре взаимосвязанных компонента:

1.

Личностный;

2.

Интеллектуальный;

3.

Организационно-технический;

4.

Гигиенический.

Культура умственного труда представляет собой своеобразный сплав интеллектуальной, организационно-технической, гигиенической культур личности, опосредуемых личностным отношением субъекта к данной деятельности.

Воспитание культуры умственного труда представляет собой сложную многоуровневую модель, включающую в себя учебно-организационные, учебно-информационные и учебно-коммуникативные умения и навыки.

Культура умственного труда школьников предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме.

Личностное отношение (отношение учащегося к учению, направленность, интересы, мировоззрение, духовный мир личности) выступает главным компонентом, оказывающим воздействие на все остальные компоненты, составляющие культуру умственного труда.

При воспитании культуры умственного труда особое место отводится формирования положительного отношения ученика к учению.

С целью формирования у школьников положительных мотивов к процессу обучения с 1-ого класса начинается формирование четырёх взаимосвязанных стимулов: «а) осознание учения как общественного и личностного дома; б) убеждение в возможности и необходимости развития своих умственных способностей; в) стремление облегчить учебный труд и сделать его более производительным;

Г) проявление интереса к процессуальной стороне учебно-познавательной деятельности».[1]Наивысшего уровня мотивации достигает тогда, когда возникает устойчивая и действенная потребность в самообразовании, в совершенствовании своих интеллектуальных способностей.

Для развития мотивации используется особая группа приёмов: «пробуждение положительного отношения к учёбе; раскрытие новизны и актуальности изучаемого материала; организация познавательной дискуссии; приучение школьников к выполнению соответствующих требований; создание ситуации успеха и поощрение учащихся».[2]

Центральное место в понятии «культура умственного труда» занимает интеллектуальный компонент. Интеллектуальные умения и навыки при работе с книгой обслуживают операционную сторону процесса познания, обеспечивая качественное овладение содержательной стороны исследуемого материала. Интеллектуальный компонент является решающим при работе школьника с другими источниками учебной информации: устным словом, наблюдением, познавательными задачами, в процессе выполнения домашних заданий.

Элементы личностного и интеллектуального компонентов выстукают своеобразным «фундаментом», на основе которого строится весь процесс обучения. Организационно-технический и гигиенический компоненты обеспечивают наиболее экономичное и интенсивное овладение учебным материалом.

Отметим, что в предисловии «Рекомендаций о развитии общих учебных умений и навыков школьников»[3]отдельно упоминается раздел: организация учебного труда.

Правильная организация учебной работы включает в себя ряд взаимосвязанных моментов, касающихся внешних и внутренних условий деятельности. К внешним условиям относятся

1.

правильный режим работы;

2.

оборудование места для занятий;

3.

определение оптимального порядка приготовления уроков на каждый день и на всю неделю.

Без соблюдения этих условий не могут быть достигнуты сколько-нибудь серьёзные успехи в учебной деятельности.

Кроме того, к внутренним условиям можно отнести умение быстро включаться в работу, вести её не отвлекаясь и в хорошем темпе, привычку садиться за уроки вопреки желанию погулять или поиграть и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6