Принципы работы с семьей ребенка-инвалида (№ 2, 4, 5, 6, 11, 12).

В результате анализа анкет нами были выделены следующие основные функции социального работника:

- организаторская ( %),

- информативная ( в том числе и в отношении прав и льгот ребенка и его семьи) ( %),

- посредническая ( %),

- осуществление психолого-педагогической и социально-бытовой адаптации и поддержки ребенка и его семьи ( %),

- диагностика и коррекция «особенностей» ребенка ( %).

Таким образом, можно говорить о многофункциональности социальных работников, что, в свою очередь, требует от них комплекса разнообразных знаний, умений и навыков .

Среди основных, респондентами были выделены следующие знания:

- психолого-педагогические (в том числе, и в области специальной педагогики ( %),

- медицинские ( %),

- знания в области дефектологии ( %),

- знания в области законодательства ( %).

Основные умения, выделенные респондентами:

- тонко чувствовать внутренний мир ребенка и быстро реагировать на его внутренние и внешние изменения

( %),

- эмпатия ( умение сопереживать ) ( %).

- работать в команде ( %),

- гибкий подход к решению проблем ( %).

В результате проведенного анкетирования были выявлены следующие навыки, необходимые при оказании помощи детям –инвалидам:

- организаторские ( %),

- коммуникативные ( %),

- работы с детьми ( %),

- оказания первой медицинской помощи ( %).

Кроме профессионадльных качеств работники выделили ряд личностных, необходимых для работы с этой категорией детей: отзывчивость, терпеливость, милосердие, самообладание, мудрость, дисциплинированность, стрессоустойчивость и, что интересно, чувство юмора (возможно оно помогает справиться с некоторыми ситуациями и, иногда, избежать стресса).

Итак, можно сказать, что существует определенный набор профессиональных и личностных качеств, необходимых при работе с детьми-инвалидами и их семьями. Следует так же отметить важность системного подхода в оказании помощи этой категории населения, на необходимость существования которого указывают все респонденты. Однако, часть респондентов (около 33%) указывают на отсутствие такой системы, ее несовершенство. В этом плане, в основном, используется зарубежный опыт, адаптированный к условиям нашей страны.

Что касается работы с семьей такого ребенка, то респонденты выделяют следующие формы оказания помощи родителям и сиблингам:

1. Психологическая помощь (индивидуальные и групповые консультации, тренинги) ( %).

2. Информирование в области законодательства, методической литературы и т.п. (в том числе, и образовательные конференции и семинары) ( %).

3. Материально-бытовая помощь ( %).

А также, в некоторых организациях проводятся праздничные мероприятия. В Хосписе большое место в работе с семьей занимает программа «Горевание», проводимая с родителями и сиблингами после смерти ребенка.

Нами также были получены следующие сведения о теоретических подходах, как основные были выделены:

- гуманистические ( %);

- командный подход ( %);

- психологические теории ( %);

- концепция «самопомощи» ( %);

- интегративный ( %);

- эклектический ( %);

- подход к ребенку-инвалиду как к равному (уважение личности ребенка) ( %).

То есть, можно говорить о применении общепринятых мировых подходов к оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в нашей стране. Однако, хотелось бы отметить, что у большей части респондентов возникли трудности при ответе на этот вопрос.

Безусловно, существует и определенный набор методов, используемых в работе с данной категорией детей. Среди основных респондентами были отмечены:

- игровые (игротерапия) ( %);

- арттерапия ( %);

- метод интерактивной работы, взаимодействие ( %);

- беседа ( %);

- наблюдение ( %);

- клоунотерапия ( %);

- трудотерапия ( %).

Были даны и другие ответы, но они для нас малоинформативны. Таким образом, можно говорить об использовании некоторых общих методов работы со всеми категориями детей-инвалидов. Однако, почти всеми респондентами было отмечено, что выбор методов зависит от состояния и заболевания ребенка. То есть, указывается на необходимость разработки индивидуальных программ, учитывающих особенности каждого ребенка.