Система образования в Японии, Китае, Корее, Индии

В Китае насчитывается около миллиона учебных заведений разных ступеней и профилей, в которых обучаются более 200 миллионов человек. Законы Китая дают право на получение образования каждому человеку, в том числе представителям национальных меньшинств, детям, женщинам и инвалидам.

Система образования в Китае включает в себя базисное образование (дошкольное, общее начальное и среднее), среднее профессионально-техническое, общее высшее образование и образование для взрослых.

Китайское правительство придает важное значение распространению базисного образования. После обнародования в 1986 году "Закона КНР об обязательном образовании" в большинстве районов страны было введено обязательное начальное обучение. В крупных городах и некоторых экономически развитых районах вводится обязательное среднее образование первой ступени.

По всей стране в начальную школу поступают 97,7 процента детей школьного возраста, из которых 98,1 процента могут ее окончить. Приблизительно 73 процента подростков поступают в среднюю школу первой ступени, а 44,1 процента ее выпускников продолжают свое дальнейшее образование. Свыше половины детей с трудностями в развитии могут получить образование в детских садах и школах для глухонемых, слабоумных и детей, имеющих другие нарушения развития.

Общий уровень развития образования в Китае остается сравнительно отсталым из-за многочисленности населения и неравномерности экономического и культурного развития разных районов страны. Лишь 10 процентов китайцев соответствующего возраста имеют возможность пройти систематическое профессионально-техническое обучение на этапе средней школы второй ступени. Ежегодно 12,5 миллиона выпускников начальной школы и первой ступени средней школы не имеют возможности учиться дальше, и большинство из них поступают на работу, не проходя необходимого профессионально-технического обучения и подготовки. По данным всеобщей переписи населения 1990 года, относительно низкий процент китайцев имеют среднее специальное образование, окончившие вузы с полной и сокращенной программой составляют 1,87 процента, выпускники средних специальных учебных заведений - 2,07 процента, а люди с образованием средней школы первой ступени и ниже - 87,06 процента.

Негосударственные образовательные учреждения в Китае

Негосударственные образовательные учреждения (НОУ) в Китае – это учебные заведения, созданные на средства отдельных граждан либо предприятий, общественных организаций, выступающих в качестве учредителей, а также школы и вузы, организованные на коллективные взносы населения (в частности, родителей учеников).

Как показали исследования западных специалистов, участие государства в частном образовании в странах Восточной Азии варьируется от полного самоустранения до усиленного контроля и субсидирования. Что касается Китая, то его современную политику в отношении НОУ сформировали следующие факторы:

1) традиционно патерналистская роль государства, находящегося в рамках конфуцианской цивилизации. Внутри этой контролируемой центром системы действует мощный частный сектор, доля которого в последние годы растет;

2) сформированная в прошлом позиция чисто политической, но не финансовой поддержки НОУ;

3) идеологический поворот от тоталитаризма к официально объявленной правительством КНР в конце XX в. задаче демократизации общества, которая подразумевает активное привлечение общественности к управлению и финансированию образования.

Образовательные организации, созданные общественными силами, их преподаватели и учащиеся пользуются теми же законными правами, что и государственные. К 1997 г. аккредитацию прошли все средние и начальные негосударственные школы Китая. По-иному обстоит дело с вузами: из 1200 всего 21 получил право выдавать дипломы государственного образца.

Главной чертой курса правительства в отношении НОУ является то, что, гарантируя им политическую поддержку, руководство КНР не обещало прямых финансовых вливаний. Обоснованием подобной позиции послужили трудности переходного периода и осознание нереальности бюджетной поддержки НОУ. По предложенной схеме государство брало на себя не более трети расходов, связанных со строительством школьных зданий и закупкой мебели и оборудования, полностью оставив на своем бюджете зарплату преподавателей (при этом следует учесть, что значительная часть учителей в Китае числилась в народных школах и их труд оплачивали сами школы).

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14