Специфика общения в музыкально-педагогическом процессе.

 Исторически сложилось так, что в педагогической науке наиболее разработанными оказались приемы формальных отношений в коллективе. Неформальные же отношения,несущие эмоциональную нагрузку, незаслуженно оказались в тени. Трудности,с которыми сталкиваются как начинающие,так и зрелые педагоги при установлении и развитии эмоциональных контактов, свидетельствуют о недостаточности одного лишь жизненного опыта и здравого смысла для достижения успеха во взаимодействии с обучаемыми. Несколько больше “повезло” речевой форме контактов людей. Изучением и практическим применением добытых в этой области знаний занимаются филологи, педагоги, кибернетики.

Однако не всякий человек повседневно задумывается над тем, насколько совершенна его словесная форма общения. Не всем дан дар “глаголом жечь сердца людей”, но научиться обращению со словом может и должен каждый, кто по роду своей деятельности ежедневно сталкивается с множеством людей.

 Педагогическое общение - целостная система социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащее в себе обмен информацией,воспитательное воздействие и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

 Специалисты,работа которых связана с воздействием на людей,должны учитывать,что современные принципы коммуникации предполагают не только обмен информацией, приятные манеры, но и так называемый “терапевтический эффект воздействия”. Вступая в контакт с окружающими людьми необходимо учитывать очень и очень много элементов,которые воздействуют на партнеров: взгляд, зоны общения, умение вести разговор, создавая приятную и доброжелательную атмосферу, наконец, владение деловым протоколом.

 Вот пример, рассказывающий о воздействии на собеседника с помощью средства невербального канала.

Когда человек (в данном случае-педагог) пытается быть особенно убедительным - не логически, а на уровне просьбы “войти в положение” - он часто “подключает” прикосновение

к своему красноречию, причем прикасается к руке или рукаву собеседника обычно в моменты интонационного ударения,тем самым как бы крепче впечатывая в душу партнера “ключевые слова”. Прикосновение может усиливаться и даже иногда заменять извинение, просьбу, благодарность, придавая им более личный, доверительный характер: в самом деле, много народу сразу не потрогаешь-человек,к которому обращаются с “трогательным”(!)сопровождением, невольно чувствует себя выбранным из прочих,отмеченным.

 Существенной чертой “правильного” прикосновения в общении с посторонним человеком является его нейтральность, ненавязчивость. Легкие, малозаметные прикосновения оказывают довольно сильное воздействие на впечатление, производимое человеком.

 В системе учитель-ученик межличностные отношения в общении играют основную роль в решении задач обучения,воспитания и развития. Образно говоря, труд учителя-это общение с детьми на заданную тему. И, очевидно, что только в том случае оно достигает хороших результатов, если школьники (класс) и педагог находятся в оптимальных для совместной деятельности состояниях.

 В процессе общения происходит направленное и ненаправленное личностное взаимовлияние, которое может быть как позитивным, так и негативным, как вербальным, так и невербальным и осуществляться через внушение, убеждение, заражение и подражание. Эти условия являются предпосылкой возникновения близких или аналогичных психических состояний. Изменение психического состояния учителя приводит к изменению состояний всего класса. И наоборот.

   Музыка,как и многие другие виды искусства,имеющие в своей основе владение тонкими технологиями, передается от одного поколения к другому при помощи учителя. Часто отношение к предмету опосредуется отношением к учителю, поэтому от последнего требуется наличие определенных личностных качеств, для которых наряду с профессиональными знаниями большое значение имеют коммуникативные способности. Как и многие другие, эти способности можно развивать и совершенствовать, если музыкант решил спциализироваться в педагогической деятельности. Демократические приемы и способы руководства наиболее приемлемы, поскольку создают благоприятный психологический климат для ее развития.

 Искусство как специфическая форма невербальной коммуникации является могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности, средством эффективной агитации и пропаганды любых идеологических позиций. Иными словами, искусство как инструмент воздействия на психику может быть употреблено как во благо, так и во зло, в зависимости от намерений авторов и исполнителей.

 Музыка невербальна,язык дирижера невербален,живописное полотно, скульптура, графика, архитектура - все это невербальные “тексты”.

 Трансляция невербального поведения учителем на уроке музыки - одна из составляющих успешного творческого взаимодействия. Очень важен положительный,добрый настрой учителя во время урока, тогда и мимика, жесты, телодвижения будут подтверждать это и помогать в работе.

Вот,например, о том, что улыбка - это международная норма общения, должен помнить каждый педагог(см. об улыбке ниже).

  На уроках музыки мимика и жесты (руки!) важны при показе, разучивании и исполнении песни. Во время показа

песни

происходит самое первое,наиболее запоминающееся впечатление у детей от данного произведения. Безусловно, позже, во время исполнения образ, сформировавшийся в памяти, повлияет на эмоциональность и выразительность передачи музыкального текста. Итак, во время показа с помощью мимики педагог передает ребятам свое эмоциональное отношение,образ в музыке.

 При разучивании

и исполнении

основная нагрузка при передаче информации “падает” на руки. И тогда на 100% осуществляется невербальная передача информации. С помощью рук (дирижерских жестов) учитель передает: ритм, темп, силу звука, характер, образ. Безусловно, дирижер должен обладать высоким уровнем профессионализма,чтобы показать так, дабы ребята не только поняли, а и воспроизвели.

 Слушание музыки

.Здесь педагог - образец слушателя. Его эмоциональное отношение к произведению целиком передается с помощью мимики, телодвижений. И его отношение к звучащей музыке - основное средство обучения.

 Во время беседы

или монолога

учителя доля невербального воздействия занимает,как обычно,2/3.

 При взаимодействии с детьми большую роль играет визуальный контакт

. Обращаясь взглядом по-очереди к каждому ученику, педагог обращается  лично к тому, на кого смотрит, а так же дает понять,что ему важно присутствие каждого ребенка. Такое отношение педагога побуждает к действию, вызывает положительные эмоции. А вот по качеству взгляда ученик понимает, что именно учитель старается передать (взгляд восхищения, одобрения, поддержки, контроля, осуждения и т.д.).

 Тактильный контакт

имеет просто магическое действие, если прикосновение использовать умело (см.об этом выше).

 

 Микровывод

.  Искусство - специфическая форма невербальной коммуникации; поэтому, учитывая специфику уроков музыки, можно сделать вывод, что здесь, безусловно, преобладает невербальное взаимодействие.

 

 Вывод к главе

: Для успешного взаимодействия в системе учитель-ученик важен яркий, интересный имидж учителя. Если учесть,что имидж состоит из 3-х частей,как-то:

а)визуальный образ (костюм,прическа,пластика,мимика);

б)внутренний образ(голос,темперамент,настроение);

в)менталитет(интеллект,духовная практика),-становится очевидным, что весьма велика доля невербальных компонентов.

 Однако нельзя не отметить, что вербальное общение также очень важно в педагогическом взаимодействии.

 Поэтому хорошее владение речью - с одной стороны, а также умелое владение своим невербальным поведением - с другой, создают в целом успешное взаимодействие педагога с учениками.