Выводы

 

Проведенное исследование показало, что перспектива приближающейся массовой компьютеризации обучения создает необходимость большого целенаправленного труда в данной сфере: нужны глубокие и разносторонние исследования процесса обучения с точки зрения целесообразности и эффективности внедрения ПК, детальная разработка конкретных методик, в конечном счете - создание принципиально новой модели всего процесса обучения. Значение компьютера как инструмента педагогического труда вышло далеко за рамки очередного ТСО и расценивается в настоящее время как самый мощный и объективный фактор эволюции всех систем образования. Это подтверждается следующими выводами:

1. Существующая (традиционная) система образования есть образовательная система закрытой архитектуры.

2. Бессистемное эпизодическое включение ПК в учебный процесс с закрытой архитектурой не дает должного эффекта и сводит роль ПК на уровень обычных ТСО.

3. Последовательное развитие и реализация всех возможностей ПК неизбежно приводят к необходимости коренного пересмотра всей существующей методической системы.

4. Совокупность методик работы с ПК и их специфическое своеобразие дают основание для перестройки всей системы обучения в целом и перехода к образовательной системе с открытой архитектурой.

5. В рамках новой системы чрезвычайно существенно изменяются не только формы работы, но и формы взаимоотношений учителя с учеником, и их конкретные функции.

6. Новая система образования предполагает появление принципиально новых форм обучения ("виртуальное обучение", "дистанционное обучение").

7. В совокупности все перечисленные изменения знаменуют переход от авторитарной, державной педагогики к педагогике личности и являются реальным воплощением в жизнь принципа гуманизации образования. 


[1] Голография – это способ записи и воспроизведения трехмерной, объемной визуальной информации с помощью лазерного луча.

 

[2] Личностный резонанс - избирательный процесс, при котором мы в состоянии воспринимать в качестве информации только то, что имеет непосредственное отношение к нашим воспоминаниям. (Психолог юнговской школы Р. М. Андерсон-младший из Ренслеровского политехнического института).

· Некоторым исключением можно считать появившиеся в последнее время рекомендации для будущих матерей, где практически признается возможность целенаправленного воздействия на формирование сознания и нервной системы ребенка в период внутриутробного развития. Однако в данном случае речь идет скорее о формировании тех или иных свойств характера, чем о передачи какой-либо информации, т.е. собственно об обучении.

 

[4] Например, методика Ш.А.Амонашвили для работы с младшими школьниками, методика В.Ф.Шаталова – для старших классов, и т.п.

[5] В данном случае автор, к сожалению,  исходит из реалий  жизни отечественных школ, а не из понимания компьютера  как   п е р с о н а л ь н о г о   орудия труда, индивидуальное пользование которым заложено в самом его названии.

[6] Считаем необходимым предостеречь от переоценки временного фактора: скорость выполнения заданий не гарантирует глубину мысли, и может всерьез учитываться только в каких-

то особых обстоятельствах. К тому же моменты отвлечени, тормозящие темп работы, могут быть очень различными.

[7] Данное высказывание представляется излишне категоричным - объяснительно-иллюстра-тивный урок, проводимый  с использованием компьютера или компьютерного комплекса,

может быть чрезвычайно ярким, и уж никак не бессмысленным.