Образование и просвещение в Мексике

Управление и руководство просвещением осуществляют федеральные власти, власти штатов и муниципалитеты. Наряду с государственными учебными заведениями существуют учебные заведения (главным образом средние), созданные частными лицами и неправительственными организациями с разрешения официальных властей. Религиозным организациям не разрешается открывать начальные, средние и педагогические школы, но церковь продолжает оказывать влияние на воспитание детей и молодёжи. Одна из основных задач — ликвидация неграмотности, особенно среди индейского населения. Кампания по борьбе с неграмотностью была начата в 1944 году, к 1970 году число неграмотных снизилось до 24%.

http://my-bosch.com.ua/ Магазин Bosch

По данным на 2005 г. грамотно 92,4% взрослого населения. Начальное образование является обязательным. Различными формами обучения в 2005/2006 учебном году было охвачено 28,4 млн. чел. (высшим — 4,7%). В Мексике действует более 800 вузов, из них более 220 — частные, и самый крупный в мире автономный университет в Мехико.

Для детей от 4 до 6 лет существуют детские сады (в 1969 году в них воспитывалось 429,1 тыс. детей, что составляет около 8—9% общего числа детей соответствующего возраста). Всеобщим обязательным и бесплатным считается 6-летнее начальное образование, однако в 1968 году 29% детей от 6 до 15 лет не посещали начальную школу. Велик процент отсева; так, в 1969 году в первых классах всех начальных школ училось 2,4 млн. учащихся, а в шестых — 692 тыс. учащихся, т. е. примерно 3/4 поступивших в начальные школы в 1963 году бросили её, не доучившись, главным образом из-за тяжёлого материального положения семей. В сельской местности преобладает однокомплектная начальная школа с 3—4-летним сроком обучения. В 1971 учебном году в начальных школах обучалось свыше 9,6 млн. учащихся. Средняя школа — 5-летняя, состоит из 2 циклов (3 и 2 года обучения). 1-й цикл — общеобразовательная промежуточная школа или техническая промежуточная школа, 2-й цикл — общеобразовательная подготовительная к университету или техническая подготовительная к Национальному политехническому институту. В 1968 учебном году в общеобразовательных промежуточных средних школах обучалось 758,8 тыс. учащихся, в технических промежуточных школах — 110,3 тыс. учащихся, в общеобразовательных подготовительных к университету школах — 189 тыс. учащихся, в технических подготовительных к Национальному политехническому институту школах — 43,8 тыс. учащихся. В 1968 учебном году в педагогических училищах обучалось 44,5 тыс. учащихся, в индустриальных, с.-х., художественных училищах (на базе 6-летней начальной школы) — 25,3 тыс. учащихся.

В 1969 году в Мексике было 38 высших учебных заведений; в том же 1969 учебном году в них обучалось 188 тыс. студентов. Крупнейшие вузы: Национальный автономный университет (основан в 1551 году) и Национальный политехнический институт (основан в 1936 году) в Мехико, университеты в Гвадалахаре, Морелии, Пуэбле и др.

В начале 1970-х гг. имелось 26 библиотек, из них наиболее крупная Национальная библиотека в Мехико (основана в 1833 году); 30 музеев, среди них — Музей современного искусства, Национальный музей антропологии, Национальный музей истории, Музей мексиканской флоры и фауны, Галерея живописи и скульптуры Сан-Карлос (все в Мехико).

Наука и научные учреждения. Естественные и технические науки. В древний период (до 16 в.) среди народов Мексики наибольшими научными знаниями обладали майя. Они пользовались двадцатиричной системой счисления, владели позиционной системой счёта и понятием нуля. Майя создали солнечный календарь и систему летосчисления, получившие распространение у тольтеков, ацтеков и др. народов Мексики. Они умели вычислять с большой точностью продолжительность солнечного года и лунного месяца, рассчитывать солнечные и лунные затмения; сооружали специальные здания для астрономических наблюдений. Им были известны планеты. Практические успехи были достигнуты и в медицине, особенно в диагностике, хирургии, фармакологии; при сложных операциях применялись наркотические средства, в лечебной практике использовалось более 400 растений. Колонизация Мексики Испанией нанесла самобытной культуре индейских народов невосполнимый ущерб.

В колониальный период (16 — начало 19 вв.) естественные науки развивались в основном силами учёных из Европы, главным образом из Испании. Многие из них длительное время жили в Мексике, внесли значительный вклад в исследование её природы и по праву считаются представителями мексиканского естествознания. Географическим и ботаническим исследованиям Мексики положили начало колониальные экспедиции У. Мендосы, Н. де Гусмана, П. де Леона и др. В 1-й половине 16 в. были основаны первые высшие учебные заведения: Школа Санта-Крус (1536 г.), университет в Мехико (1551 г.). Началось изучение наследия индейских народов в области медицины и фармакологии (Н. Монардес, Х. Карденас), продолжалось описание флоры и фауны Мексики (Ф. Эрнандес, М. де ла Крус и Х. Бадиано). В связи с развитием горного дела разрабатывались методы извлечения металлов из руд. К началу 17 в. в развитии наук произошёл некоторый спад, одна из причин которого — политический и экономический упадок в самой Испании. Наиболее крупная фигура мексиканской науки конца 17 в. — королевский космограф К. де Сигуэнса-и-Гонгора, автор астрономических трудов, работ по географии, геодезии, картографии, истории майя и ацтеков, пропагандист сочинений Кеплера, Галилея, Декарта.

Научная жизнь начала оживляться только во 2-й половине 18 в., что было связано с подъёмом экономики и науки в Испании и с формированием капиталистических отношений в Мексике. Были основаны учебные заведения и научные учреждения: Королевская школа хирургии (1768 г.), Ботанический сад (1788 г.) и др. В 1792 году братья Ф. и Х. д'Элуяр основали Королевскую горную школу, где велись работы по горному делу, минералогии, химии; здесь трудился А. М. дель Рио, открывший в 1801 году ванадий, названный им эритронием. Дальнейшее развитие получили географические, астрономо-геодезические, ботанические и медицинские исследования; ведущие учёные в этих областях — члены Парижской АН естествоиспытатель Х. А. Альсате и математик и врач, издатель первого в Америке научного медицинского журнала Х. И. Бартолаче. На рубеже 18 и 19 вв. в Мексике работал А. Гумбольдт, способствовавший включению молодой мексиканской науки в систему мирового естествознания.

Борьба за независимость, становление национальной промышленности содействовали развитию науки в 19 в. Был организован Музей мексиканской флоры и фауны (1822 г.), составлен каталог растений Мексики — "Ботанические таблицы" (Х. Сервантес, 1825 г.), изучались болезни культурных растений. Относительно высоким был уровень медицины: велись исследования проказы (Р. Лусио), жёлтой лихорадки (И. Альварадо), развивалась хирургия (И. Эскобедо, М. Хименес, Ф. де Ока). В 1890 году организована физиологическая лаборатория под руководством Ф. Альтамирано. В 1858 году вышел "Исторический и географический атлас республики Мексика" (Г. Кубас), в 1889 году составлена карта полезных ископаемых, а в 1892 году — сейсмическая карта Мексики. В 1878 году основана Национальная астрономическая обсерватория под руководством Ф. Д. Коваррубиаса, где в конце 19 — начале 20 вв. велись работы по составлению карты звёздного неба и фотографического каталога звёзд. В 1891 году создан институт геологии.

С начала 20 в., особенно после буржуазно-демократической революции 1910—17 гг. развитие науки ускорилось, расширились исследования в области физико-математических и технических наук, были организованы новые специализированные научные центры. Однако ведущую роль сохранили биология, медицина и геология.

Биологические исследования ведутся в нескольких научных учреждениях (Институте биологии, Исследовательском центре Политехнического института, Национальном институте кардиологии и др.) и охватывают бактериологию, гельминтологию, гидробиологию, энтомологию, физиологию, биохимию, генетику, биологию кактусов и др. (И. Очотерена, Р. Льямас, М. Мартинес, Г. Рамос, У. Гонсалес, М. В. Ортега и др.). Труды по проведению нервного импульса, физиологии центральной нервной системы и сердца принадлежат А. Розенблюту, вместе с которым работал Н. Винер, один из создателей кибернетики. В области медицины осуществлены крупные исследования по кардиологии (И. Чавес, А. Розенблют), дерматологии (Р. Сисеро, Г. Эррихон), офтальмологии (И. Очетерен, Х. Л. Тороэлья), гематологии (И. Г. Гусман), нейрохирургии (К. Роблес), по туберкулёзу (М. Х. Гонсалес, Д. Аларкон). В Мексике выведены высокоурожайные сорта пшеницы, распространение которых в развивающихся странах положило начало т. н. зелёной революции (Н. Э. Борлоуг, Нобелевская премия мира, 1970 г.).

В области наук о Земле особенно значительны работы по геологии нефти и газа и разведке урановых руд. В связи со строительством морских портов изучаются вопросы гидрогеологии и геоморфологии океанского побережья. По программе освоения речных бассейнов на юго-востоке страны начаты комплексное исследование тропиков, изучение и оценка возобновимых природных ресурсов в этом районе. Усилиями мексиканских (Ф. Карденас Морено, А. Н. Гандара, С. Прието и др.) и амер. (Д. Стройк, С. Лефшец) учёных в Мексике создана национальная математическая школа, в 1942 году организован институт математики. Работы по теоретической и экспериментальной физике ведутся в основном в институте физики (1938 г.) и в Исследовательском центре Политехнического института, астрофизические работы — в астрофизическом институте в Тонантсинтла (1942 г.). В 1970 году начал действовать Атомный центр Мексики с исследовательским реактором, ускорителем, вычислительным центром. Исследования по химии (главным образом органической, биохимии, радиохимии) ведутся в институте химии (1941 г.) и в промышленных лабораториях.

Развиваются работы в области промышленной электроники и полупроводников, технической кибернетики и теории связи, прикладной химии, нефтехимии, металлургии, технологии производства бумаги и др. Развёрнуты исследования, связанные с гидроэнергетическим строительством и созданием крупных ирригационных систем, особенно на северо-западе страны. К 1965 году в Мексике собственными силами спроектировано и построено свыше 60 плотин.

Общественные науки. Философия. Философские идеи в Мексике колониального периода формировались под сильным влиянием идеологии европейского средневековья, прежде всего схоластики. Автором первых оригинальных философских работ был А. де ла Веракрус. В конце 16 — 17 вв. в Мексику начали проникать идеи европейского гуманизма (К. де Сигуэнса-и-Гонгора и др.). Во 2-й половине 18 в. влияние новой европейской философии (в частности Р. Декарта) сказалось и на творчестве ряда мексиканских философов (Х. Б. Диас де Гамарра-и-Давалос и др.). В период войны за независимость от Испании в стране распространялись революционно-материалистические идеи французских философов (Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, Ш. Монтескьё, Д. Дидро).

В 1-й половине 19 в. в Мексике продолжалась борьба двух основных течений: схоластики (К. де Хесус Мунхия) и рационалистических, материалистических идей, ставших основой социально-политических доктрин национальной буржуазии. Видным представителем материалистической философии этого периода был И. Рамирес, которого иногда называют мексиканским Вольтером.

После буржуазной революции 1854—60 гг. в Мексике получили распространение идеи позитивизма. Г. Барреда пытался интерпретировать историю Мексики в соответствии с учением О. Конта о социальной эволюции. Ученики Барреды основали в 1877 году т. н. Методофильскую ассоциацию для разработки и распространения идей позитивизма. Главным противником материалистической философии, а также позитивизма во 2-й половины 19 в. выступила католическая философия (Г. Гарсиа, Р. Норьега и др.). В конце 19 — начале 20 вв. позитивизм стал господствующей доктриной. В этот период в Мексику начали проникать идеи естественнонаучного материализма. Ф. Эрнандес, Э. О. Арагон и др., будучи по ряду вопросов близки к позитивизму Г. Спенсера, пытались на основе материалистического монизма Э. Геккеля и эволюционной теории Ч. Дарвина осмыслить основные научные открытия 19 в. Появились первые крупные исследования по истории философских идей в Мексике (А. Ривера, Э. В. Тельес). С 70-х гг. 19 в. начали распространяться марксистские идеи. В 1-й половине 20 в. на смену исчерпавшему себя позитивизму пришли интуитивизм, неокантианство, экзистенциализм. Усилилось влияние томизма. Наиболее известными мексиканскими философами-идеалистами 1-й половины 20 в. были А. Касо, отстаивавший идеи Э. Бутру и А. Бергсона, Х. Васконселос, создавший под влиянием религиозного мистицизма учение т. н. эстетического монизма, и С. Рамос, близкий по своим идеям испанскому философу Х. Ортеге-и-Гасету. В период президентства Л. Карденаса-и-дель-Рио в стране сложились относительно благоприятные условия для пропаганды социалистических идей. Большую роль в этом сыграл созданный в 1936 году "Рабочий университет".

После 2-й мировой войны в Мексике продолжали распространяться различные течения буржуазной философии: неосхоластика, неокантианство (Ф. Ларройо и др.), учение Ортеги и др. Большое место в работах современных мексиканских философов занимают исследования по истории философской мысли Мексики. В 1963 в Мексике состоялся 13-й Международный философский конгресс. В центре внимания мексиканских марксистов — проблемы общественного развития страны, революционного движения рабочего класса и национально-освободительной борьбы. Среди философов-марксистов известны Э. де Гортари, А. С. Васкес и др.

Философские факультеты имеются в ряде университетов. При Национальном автономном университете, кроме философского факультета, работает институт философских исследований. Философский журнал.: "Filosofia у Letras" (с 1941), "Dianoia" (с 1955). Р. Бургете.

Историческая наука. Зарождение исторической науки в Мексики относится к последней трети 18 в., когда появились первые исторические труды иезуитов Ф. Х. Алегре, А. Каво, Ф. Х. Клавихеро, в которых они высоко оценивали древние индейские культуры. Историю изучали просветители Х. И. Бартолаче, Х. А. Альсате, Х. Б. Диас де Гамарра-и-Давалос. В 1-й половине 19 в. вышли работы буржуазно-либеральных историков К. М. Бустаманте, Л. де Савалы, Х. М. Л. Моры, освещавшие войну за независимость Мексики 1810—24 с патриотических позиций. Консерватор Л. Аламан идеализировал колониальный режим и осуждал освободительное движение. Против идей Аламана и его последователей (Э. Кастильо Негрете, Ф. де П. де Аррангойс) в конце 19 — начале 20 вв. выступили представители радикального течения В. Рива Паласио, Х. Сарате, И. М. Альтамирано, А. Ривера, Х. Гарсиа. Апологетами реакционной диктатуры П. Диаса являлись в то время Ф. Бульнес, Э. Рабаса и др.

Под влиянием буржуазно-демократической революции 1910—17 гг. возрос интерес к проблемам истории. В 20—30-х гг. появились новые научные учреждения и общества: Национальная академия истории и географии (1925 г.), Мексиканская академия истории (1940 г.), местные исторические, археологические, этнографические и другие музеи. Расширилась публикация источников. В условиях обострения политической и идеологической борьбы ещё более отчётливо, чем прежде, проявились противоположные концепции исторического прошлого Мексики. В исторической литературе 20—30-х гг. доминировало традиционное консервативно-клерикальное направление, близкое к воззрениям Аламана (А. Хибаха-и-Патрон, Т. Эскивель Обрегон, А. М. Карреньо. Р. Гарсна Гранадос, М. Куэвас). В связи с подъёмом демократического и антиимпериалистического движения в период президентства Л. Карденаса в 40-х гг. активизировались исторические исследования, повысился их научный и профессиональный уровень. В 1943 году было создано Мексиканское историческое общество, а в 1946 году на его базе — Объединение по изучению истории М., в 1949 году — Мексиканское общество по изучению истории. В 40—50-х гг. основан ряд локальных центров и обществ. В 50—60-х гг. опубликовано много документов по истории Мексиканской революции 1910—1917 гг.

После 2-й мировой войны историческая наука стала переходить к более глубокому, аналитическому изучению прошлого. Несмотря на живучесть откровенно реакционных взглядов ("неоаламанизм", труды Х. Браво Угарте, Х. Вера Эстаньоля), консервативно-клерикальное направление в целом переживает упадок. Получило развитие демократическое направление, продолжающее и углубляющее лучшие традиции либеральных историков 19 — начале 20 вв. Некоторые его представители близки к материалистическому пониманию истории. Значительный интерес к социально-экономическим процессам характерен для А. Куэ Кановаса, Л. Чавеса Ороско, А. Теха Сабре. Заметную роль стала играть буржуазно-либеральная "объективная" школа, возглавляемая Д. Косио Вильегасом. В русле её идей выступают также С. Савала, Х. Миранда, М. Каррера, Стампа, К. Бош Гарсиа. Среди многочисленных работ о Мексиканской революции 1910—17 гг. выделяются книги Р. Бланко Моэно, Х. Сильвы Эрсога, Х. Ромеро Флореса, М. Гонсалеса Рамиреса и др.

Важными центрами по изучению истории и сосредоточению исторических документов являются: Национальный музей истории (1822 г.), Главный национальный архив (1823 г.), Национальная библиотека (1833 г.), Эль колехио де Мехико (основана в 1940 г.). При Национальном автономном университете имеются: Институт исторических исследований (основан в 1945 г.), Институт социальных исследований, Национальная школа политических и общественных наук. В 1953 году основан Национальный институт по изучению истории Мексиканской революции. Научные центры местного масштаба существуют в Гвадалахаре, Монтеррее, Чиуауа, Пуэбле, Морелии и др. городах. Материалы по истории публикуются в журналах: "Historia Mexicana" (с 1951 г.), "Revista Mexicana de Sociologia" (с 1939 г.), "Revista Mexicana de Ciencia Politica..." (с 1955 г.), "Historia у Sociedad" (с 1965 г.), а также в ежегоднике — "Estudios de Historia Moderna у Contemporanea" (с 1965 г.).

Экономическая наука. Начало формирования экономической мысли Мексики относится к 1-й четверти 19 в. — периоду завоевания страной независимости. Но наиболее плодотворное её развитие приходится на 20 в. Основное внимание многих мексиканских экономистов в первые десятилетия 20 в. сосредоточивалось на проблемах борьбы против засилья иностранных монополий (прежде всего североамериканских), ликвидации феодальных пережитков и ускорения темпов экономического развития.

В 60—70-е гг. определились три основных направления экономической мысли Мексики Представители первого направления разработали официальную экономическую доктрину правящей Институционно-революционной партии (Л. Солис, Д. Ибарра, В. Л. Уркиди, Д. Лопес Росадо и др.). Эти экономисты находятся под сильным влиянием кейнсианства и современных буржуазных теорий экономического роста. Они придерживаются теории латиноамериканского развития (или десаррольизма, от исп. desarrollo — развитие). Десаррольисты утверждают, что успешное развитие мексиканской экономики возможно на основе привлечения иностранного капитала, некоторого расширения государственного капиталистического сектора, экономического программирования и опоры на смешанный сектор экономики в рамках господствующего капиталистического способа производства.

Второе — либерально-демократическое направление представлено экономистами, чьи исследования в известной мере выявляют пороки и недостатки экономического развития страны. Однако в своих рекомендациях они не выходят за рамки частичных реформ, не затрагивающих основ существующего в Мексике капиталистического строя. Большое место в работах этих экономистов занимают аграрные проблемы, решение которых часть из них (Э. Падилья Арагон, Флорес де ла Пенья, А. Бонилья и др.) видит в лучшем техническом оснащении сельского хозяйства, осуществлении ирригационных работ и др. мероприятиях подобного рода. Часть экономистов, принадлежащих к либерально-демократическому направлению (Р. Ставенхаген, К. Карденас, М. Гомес Агилера и др.), считает, что решить экономические проблемы Мексики можно только путём ликвидации помещичьих латифундий, ограничения притока иностранного капитала и всемерного развития государственного сектора мексиканской экономики. Их труды вскрывают непоследовательность официальной национал-реформистской доктрины.

Важное значение имеет третье — прогрессивное — направление. Его представители выступают за независимость мексиканской экономики от американских монополий, за повышение жизненного уровня народных масс, доказывают необходимость глубоких экономических преобразований (Х. Луис Сесенья, Р. Рамирес Гомес, А. Агилар Монтеверде, Ф. Кармона). В своих исследованиях они используют, хотя и не всегда последовательно, марксистскую методологию.

Значительное место в исследованиях последних десятилетий занимают работы по истории развития экономики и экономической мысли М. (Х. Сильва Эрсог, А. Куэ Кановас, Х. Рейсе Эролес и др.).

Центрами экономической науки являются экономические факультеты университетов, Национального политехнического института (основан 1936 г.), института технологии и высшего образования Монтеррея (основан 1943 г.), Автономного технологического института Мексики (основан 1946), Центр экономических исследований при Национальном автономном университете, два центра экономических исследований при университете штата Нуэво-Леон.

Наиболее крупные периодические издания: "Revista de Economia" (с 1937 г.), "Trimestre Economico" (с 1934 г.), "Examen de la situacion economica de Mexico" (с 1925 г.), "Revista de Estadistica" (с 1938 г.), "Comercio Exterior de Mexico" (с 1951 г.), "Bibliografia Economica de Mexico" (с 1955 г.), "Problemas del Desarrollo" (с 1970 г.).

Научные учреждения. Для планирования и координации научно-исследовательских работ в 1956 году создан консультативный орган — Национальный совет научных и технических исследований, подчинённый президенту Мексики; в 1970 году — Национальный совет по науке и технике. государство контролирует космические исследования, работы по атомной энергетике, водоснабжению, нефтехимии, здравоохранению, транспорту. Финансирование научно-исследовательских работ в Мексики осуществляется государством, частным сектором, а также различными международными и иностранными фондами и организациями (главным образом США). На долю государства приходится свыше 90% расходов на науку. В начале 70-х гг. они не превышали 0,5% валового национального продукта; в 1968 году — 0,2% или 283,2 млн. песо, из которых 52% приходилось на государственные НИИ, 35% на НИИ высших учебных заведений и 13% — на НИИ академий, частных фирм и независимых (децентрализованных) научных организаций.

К началу 70-х гг. в Мексике насчитывалось свыше 200 научно-исследовательских учреждений (более половины — в области точных и естественных наук и только 10% инженерно-технических и с.-х.), в которых числилось свыше 6 тыс. учёных и инженеров; постоянно в научно-исследовательской сфере было занято около 3 тыс. (37% — в области точных и естественных наук, 31% — социально-экономических, 20% — медицинских, 10% — инженерных, 2% — с.-х.). Среди учёных значителен процент иностранцев и лиц, получивших высшее образование и учёную степень за рубежом (главным образом в США). Основное внимание уделяется исследованиям в области точных, естественных и социально-экономических наук. Прикладные же, особенно в области промышленности и сельского хозяйства развиты слабо, из-за чего Мексика вынуждена прибегать к импорту передовой технологии из др. стран, главным образом из США. В 1968 году расходы на погашение долгов за оказание технической "помощи" были в 3 раза больше бюджетных ассигнований на научно-исследовательские работы.

Ведущие государственные научно-исследовательские организации: Научно-исследовательский комплекс Национальной комиссии по атомной энергии (основан в 1956 г.), объединяющий в 1973 году 15 лабораторий и Атомный центр; Исследовательский центр Национальной комиссии по освоению космического пространства (1962 г.) с ракетодромом и одной из крупнейших в Латинской Америке ионосферной станцией, ведущей также наблюдения за искусственными спутниками Земли; Национальный НИИ сельского хозяйства (1960 г.); мексиканский НИИ ресурсов, НИИ при Главном управлении географии и метеорологии; Национальный институт кардиологии (1944 г.), Национальный институт гигиены (1904 г.), Национальный центр научной и технической документации (1950 г.), координирующий работу научно-информационных служб Латинской Америки; научно-исследовательские учреждения больших государственных компаний: "Пемекс", "Синтекс", "Альтос орнос де Мехико" и др. К государственным относятся и академические научные учреждения Мексики: Национальная академия наук (ранее научное общество "Антонио Альсате", основана в 1884 г.), Академия юридических наук (1889 г.), Мексиканская академия истории (1940 г.), Национальная академия истории и географии (1925 г.), Мексиканская академия языка, Национальная академия медицины (1864 г.); доля академий в общем объёме научно-исследовательских работ незначительна.

Крупнейшие НИИ вузов: научно-исследовательский центр Национального автономного университета в Мехико, включающий свыше 20 (1973 г.) НИИ: вычислительный центр, институты биологии, географии, геологии, геофизики, математики, физики, химии, прикладных наук, изучения майя и др.; научно-исследовательский центр Национального политехнического института, включающий свыше 10 НИИ, в том числе крупнейший в Латинской Америке НИИ биологии в г. Санто-Томас и Национальный вычислительный центр; научно-исследовательский центр института технологии и высшего образования в Монтеррее; НИИ при университетах Веракруса, Нуэво-Леона, Пуэблы. Крупнейшее независимое научно-исследовательское учреждение — Мексиканский институт технологических исследований (1950 г.), в котором ведутся исследования по контрактам с государством и частными фирмами. Среди международных научно-исследовательских организаций Панамериканский институт химии, Региональный вычислительный центр, Региональный информационный центр по вопросам патологической анатомии.

В Мексике свыше 100 (в 1973 г.) научных обществ, старейшие из которых: географии и статистики (1833 г.), естественной истории (1868 г.), астрономическое (1902 г.), геологическое (1904 г.), географии и метеорологии (1915 г.), биологическое (1921 г.). Мексика — член свыше 30 международных организаций (1973 году) и поддерживает научные связи со многими странами.