Психолого – педагогический эксперимент

          Специфической особенностью данного педагогического эксперимента является отсутствие случайности отбора, поскольку очень сложно отобрать учеников из разных классов и разных школ, чтобы сформировать из них потом экспериментальную и контрольную группы.

Надежно - белорусский диплом

В соответствие с основными идеями исследования перед проведением педагогического эксперимента нами поставлена цель: проверить эффективность  использования разработанной с помощью компьютерных технологий методики  для  более глубокого понимания учащимися данной темы и повышения эффективности учебного процесса повышения эффективности учебного процесса вообще.

        Задачи педагогического эксперимента:

1.      Провести в двух одиннадцатых классах уроки по теме “Электромагнитные колебания” с использованием разработанной методики и используя традиционный метод.

2.      Провести в обеих группах контрольные работы по данной теме.

3.      Провести анализ полученных результатов с последующими выводами.

Проведение педагогического эксперимента по проверке эффективности данной методики включает в себя следующие моменты:

·      Определение критериев эффективности данной методики.

·      Формирование двух относительно равных по имеющимся знаниям групп с помощью тестирования.

·      Непосредственное проведение уроков по данной методике.

Уроки проводились согласно следующему поурочному планированию:

 

1-й урок. Повторение материала об электромагнитной индукции.

2-й урок. Колебательный контур. Превращение энергии при ЭМК.

3-й урок. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.

4‑й урок. Уравнение свободных гармонических колебаний в контуре.

5‑й урок. Повторение и решение задач.

Обработка полученных результатов       

Результаты эксперимента определялись по анализу контрольной работы (см. приложение №1) и наблюдений за учащимися экспериментальной и контрольной групп, в качестве которых были взяты два одиннадцатых класса школы № 64 г.Екатеринбурга. При проверке результатов опирались на (12).

Расчет среднего арифметического балла сделан по формуле:

,

где Хi – результат в баллах, i – номер тестируемого учащегося, N‑ количество тестируемых.

Результаты тестирования показали достаточно высокий средний балл (10 из 12 возможных).

 Ниже приведена таблица результатов проведения контрольной работы.

Фамилия

Балл (Х)

Х2

1.      Иванов

2.      Петров

3.      Сидоров

11

10

8

121

100

64

 

       

       

Общие выводы.

На основании результатов исследования можно сделать следующие выводы:

1.    Доказана актуальность использования компьютерных моделей при изучении электромагнетизма.

2.    Предложенная методика обеспечивает ученику активную роль в исследовании физического явления или процесса.

3.    В ходе исследования доказана педагогическая целесообразность предложенной методики, основные рекомендации которой следующие:

§  компьютерные модели необходимо применять не только при изучении нового материала, но и при решении задач, формировании понятий, демонстрационном эксперименте;

§  компьютерные модели позволяют учащимся влиять на ход эксперимента;

§  компьютерные модели должны применяться для демонстрации учащимся явлений, изучение которых в лабораторных условиях недоступно или ненаглядно;

§  Компьютерные технологии должны сочетаться с традиционными технологиями;

Экспериментальное обучение доказало, что предлагаемая методика использования компьютерных моделей при изучении электромагнитных колебаний приемлема и эффективна. Она приводит к повышению качества знаний и умений учащихся по этой теме, способствует развитию познавательного интереса, привлекает большее число учащихся к изучению физики, делает обучение более эффективным, а изучение – более доступным.